www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава XI. Морская политика Фридриха Великого и Екатерины II Стремление Пруссии к влиянию на море → Часть 3

«Если бы мы владели Польской Пруссией и в особенности Данцигом, дело обстояло бы совсем иначе; я тогда посоветовал бы держать примерно 30 галер и несколько прамов с батареями, как у шведов, которые при помощи таких прамов образуют между островами укрепления для защиты галер на рейде».

«Кроме того, можно было бы иметь 8-10 фрегатов для конвоирования этих галер туда, где в них встречается надобность. Я бы не советовал строить линейные корабли, так как в Балтийском море они мало применимы и вызывают непомерные расходы. На что могли бы пригодиться такие корабли? Для войны с Россией? Но какие выгоды можно получить в пустынных и варварских владениях царицы? Завоевывать их для себя было бы глупостью, завоевывать их для других было бы бесполезно, а если бы это и случилось, то пусть те, кто воспользуется этими завоеваниями и заводят для них корабли и флоты».

Фридрих Великий писал эти слова, а между тем он же, в конце 40-х и начале 50-х годов, предложил датскому графу Даннескиольду-Самсе, когда он в 1746 году отказался от управления датскими морскими силами, выстроить для него флот в Эмдене. Даннескиольд не согласился на это, так как он предвидел только вред для своей родины от возникновения прусского флота.

Очевидно, что Фридрих Великий обсуждал вопрос о необходимости флота для Пруссии только с точки зрения применения этого флота на войне. Защита морских сообщений и морской торговли при этом в расчет не принимались; он все время думал об Австрии, как о главном своем враге и был уверен, что Англия всегда будет снабжать его денежными субсидиями, и своим флотом прикрывать его тыл. Ему казалось, что он не успеет создать достаточно сильный флот раньше, чем начнется новая война. Нельзя, впрочем сомневаться в том, что если бы Фридрих получил в наследство флот, то он, несомненно, со всей энергией стал бы его развивать дальше; таким образом, он как бы нес на себе вину своих предшественников.

В 1777 году Фридрих снова отклонил вновь возникшие предположения относительно создания флота, так как у него в распоряжении не было ни достаточно денег, ни людей; по его мнению, лучше было иметь первую в Европе армию, чем самый плохой флот, так как в этом отношении никогда не удалось бы сравняться с Англией, Францией, Испанией, Данией и Россией; о Швеции и Голландии он при этом не упоминал. Тем не менее, на основании опыта и уроков истории, можно теперь утверждать, что он все-таки сделал бы лучше, если бы тогда же приступил к созданию флота.

У Великого Курфюрста был военный флот и не было коммерческого; у Фридриха Великого не было военных кораблей для защиты многочисленных торговых судов. Восточная Пруссия, города Кёнигсберг, Пиллау, Мемель имели уже в начале 80-х годов до 90 крупных судов, прусская Померания – до 300, а Восточная Фрисландия – до 900 с 5000 человек экипажа. Таким образом, фактически имелся большой коммерческий флот в составе 1400-1500 судов, для защиты которого военный флот становился крайне необходимым.

Закладки

Hosted by uCoz