www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава XII. Шведско-русская война 1788-1790 гг. Третий год войны, 1790 → Часть 3

Шведский флот шел под марселями; в 11 часов передовой корабль подошел на пушечный выстрел к русским, однако, согласно приказанию, открыл огонь только с расстояния пистолетного выстрела; у крайнего русского корабля, стоявшего на западном конце линии, он повернул на восток, прошел вдоль всей неприятельской линии и, пройдя крайний русский корабль на восток, вновь привел к ветру. Первым кораблям поворот удался довольно сносно, но затем стали налетать такие шквалы, что последующие корабли могли только по одному разу и то неправильно, выполнить это движение, так как промежуток времени был слишком короток и ход корабля слишком неспокоен; для маневра нужна была большая часть команды, так как приходилось все время брасопить реи. О порядке в строю уже и речи не было: некоторые корабли обгоняли идущих впереди, происходили разрывы, так что, несмотря на быстрое прохождение, русским удавалось не торопясь, давать несколько залпов. Около полудня флагманский корабль вследствие ветра, достигшего силы шторма, не мог подойти к самому западному кораблю русской линии, а только к третьему; точно также пришлось очень быстро приводить к ветру, чтобы не налететь на подветренный берег. Таким образом, флагманский корабль мог стрелять только по 2-3 неприятельским кораблям; когда он приводил к ветру у него обстенило фор-марсель и его начало дрейфовать на русскую линию, причем, вследствие дыма, он оказался не более, как в 50 футах от русского трехдечного корабля. К счастью, ему удалось спуститься, но при этом его так накренило, что он был спасен только присутствием духа артиллерийского офицера, который приказал задраить подветренные пушечные порты. Верхняя его палуба представляла ужасное зрелище и еще счастье, что удержалась грот-мачта. Впоследствии были найдены попадания снарядов даже в брамсели. То же самое произошло с одним из следующих кораблей; линейный корабль «Принц Карл» совершенно лишился способности управляться, должен был стать на якорь, но при этом сел на мель и спустил флаг.

Вскоре после этого последовал сигнал http://cheapssoft.ru прекратить бой, так как порывы ветра делались все сильнее, и последние 12 судов, в том числе 4 линейных корабля уже не проходили вдоль неприятельской линии. В 2 с 1/4 часа они начали приводить; одним из передовых судов был «Ulla Fersen». В 3 часа огонь окончательно прекратился; корабли взяли рифы у марселей и вечером отдали якорь перед заливом; некоторые должны были уйти в Свеаборг для починок.

Этот «прогон сквозь строй» вместе с предыдущими потерями стоил больших жертв: 61 убитых, 71 раненых и около 600 пленных; 1 корабль попал в руки неприятеля, 1 потерпел крушение, а с 3-го потеряно 42 орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Потери русских были совершенно ничтожны.

Итак, получилась полная неудача; относительно безрассудства этого нападения уже достаточно сказано выше; представляется почти невероятным, чтобы в этом деле начальствовали опытные морские офицеры, которые при прохождении первых же кораблей не могли не увидеть сделанной грубой ошибки. Однако этого мало: вместо того, чтобы дождаться хорошей погоды и тогда уничтожит неприятеля, чтобы обеспечить свой тыл, к чему и сводилось все дело, шведский флот продолжал стоять в полном бездействии. Это служит доказательством отсутствия всякой стратегической проницательности и всякой энергии. При этом надо заметить, что, по плану военных действий, заранее было установлено, что захваченные в Ревеле русские корабли должны были возместить возможные потери в бою. Кроме того, предписано было торопиться и имелось в распоряжении большое превосходство сил. Все это ни к чему не привело, несмотря на то, что политические и стратегические и тактические условия делали необходимость атаки очевидной. Счастливым для шведов обстоятельством было еще и то, что свеаборгская верфь находилась в непосредственной близости; не было однако ничего предпринято и тогда, когда из Карлскроны 21 мая прибыли еще 2 линейных корабля и 1 фрегат.

После 10 дней бездействия, по приказанию короля, флот двинулся на восток и отдал якорь у Гогланда, откуда только 31 мая пошел дальше на Кронштадт, несмотря на полученное в тот же день из Ревеля известие, что эскадра Чичагова стоит наготове к выходу в море. Тем временем приготовился к бою и кронштадтский флот; таким образом, шведы очутились между двух огней и должны были искать способа помешать соединению противника. Целых две недели сроку были даны обеим этим эскадрам, чтобы спокойно закончить вооружение; наконец, герцог Карл и Норденскьельд решились выступить против Чичагова, но… Густав III повелел иначе.

Закладки

Hosted by uCoz