www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть четвертая. Эпоха пара и брони Глава II. Гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг. Первый год войны, 1861 → Часть 2

Не считая успешного участия вновь созданной на верхнем течении Миссисипи флотилии, взявшей Каир у устья Огайо и таким образом сделавшей возможным дальнейшее движение вниз по реке с вновь построенными броненосными судами, нам следует рассмотреть действия частей флота пяти различных видов: потомакскую флотилию, блокадный флот, экспедиции против берегов, перевозку войск и, наконец, деятельность крейсеров и каперов.

Северные Штаты сперва перестроили наличные речные суда и вооружили их, а затем перешли к постройке новых специальных судов. Строитель-подрядчик Идс в Сен-Луисе изготовил в течение 75 дней семь легко забронированных казематных паровых судов. Это были колесные пароходы в 600 тонн со скоростью в 9 узлов; четырехугольный броневой каземат защищал колесо, находившееся посредине. Вооружение состояло из 3 орудий (9-дм. или 10-дм. ) на носу, 4-х с каждого борта и двух на корме. Борт был защищен 2 1/2-дм. броней, наклоненной под углом в 35є-45є. Длина их была 175 футов, ширина – 52 фута, углубление 6 футов; корпус из дерева. Затруднение было лишь в недостатке подходящего материала для котлов и машин, который пришлось заказывать по телеграфу. Четыре тысячи рабочих участвовало в постройке; через 65 дней первый пароход был спущен со стапеля вполне готовым, и через 3, 5 месяца все семь были готовы к бою.

На юге конфедераты работали подобным же образом. У Каира ими были поставлены первые мины заграждения, на которых взорвалось одно из неприятельских судов.

Войска, оперировавшие на главном театре войны, в области близ обеих столиц, везде были принуждены пользоваться водными путями из-за плохих дорог и малой разветвленности железнодорожной сети.

Пользование водными путями облегчалось тем, что все реки вливались в Чизапикскую бухту, пересекая главные операционные линии, и были судоходны на большом протяжении от устья. Подвоз туда снабжения был возможен почти только морским путем.

При этом особенно отличилась флотилия на Потомаке, выдержавшая много перестрелок с неприятельскими батареями и вынужденная при том обороняться от плавучих мин, так называемых торпед. Флотилия состояла из дюжины мелких военных судов и вооруженных пароходов, которым часто приходилось довольно туго в бою с сухопутными укреплениями, пока не решили действовать против последних совместно с сухопутными войсками. Крепость Монроэ представляла из себя главный опорный пункт и была прямо бесценным сокровищем по своему значению.

Защита Вашингтона значительно облегчалась этой флотилией и потомакская армия становилась свободной. Когда эта последняя оперировала самостоятельно, она почти всегда терпела поражения и всегда нуждалась в содействии флотилии для достижения верного успеха. И для блокадного флота крепость Монроэ имела важное значение: главную деятельность во внутреннюю Чизапикскую бухту, а для судов, оперировавших по направлению к югу, Монроэ являлся также ближайшей базой.

Наибольшее напряжение сил на море север проявил в создании и использовании блокадного флота, несшего день и ночь, часто при плохой погоде, очень тяжелую службу. Погрузки угля, приемка воды и провизии, ремонты машин и котлов, смена команды и т. п.  – все это доставляло громадные затруднения.

Закладки

Hosted by uCoz