Содержание → Том II Часть четвертая. Эпоха пара и брони Глава V. Военно-морская история 1856-1900 гг. Франко-прусская война 1870 г. → Часть 3
После этого Буэ-Вильомец получил предписание усилить блокаду, но не бомбардировать неукрепленных городов, германские армии в это время стояли уже во Франции!
Эскадра получила еще подкрепление в виде нескольких броненосцев, но о десантном отряде больше не было и речи. Назначенная адмиралом комиссия предложила атаковать Кольберг divmusic.ru и Данциг, считая это единственным полезным предприятием.
13-го августа адмирал решил пойти к Кольбергу, но получил известие, что германская броненосная эскадра вышла из Вильгельмсгафена в Балтийское море. Он двинулся навстречу, но дойдя до Большого Бельта, узнал, что это известие было ложным. Тогда он оставил у Арконы 8 судов для блокады Киля и пошел на восток.
Ночью 30-го августа его эскадра подверглась у Нейфарвассера нападению маленького корвета «Нимфе» (14 пушек); другие стычки происходили у Рюгена и заняли французов настолько, что им нечего было и думать о настойчивом проведении блокады, тем более, что им не хватало мелких судов.
Погрузка угля у Кьеге часто отвлекала суда; кроме того, они там не чувствовали себя в достаточной безопасности и поэтому приходилось держать там всегда второй корабль для сторожевой службы.
Получив 5-го сентября известие о сражении при Седане и его последствиях, Буэ-Вильомец собрал все свои суда, но получил 9-го числа приказание продолжать свои действия.
Теперь он решил атаковать Кольберг и прибыл туда в середине сентября. Двум новейшим башенным кораблям его эскадры пришлось пережить момент величайшей опасности во время сильного шторма у Арконы. У Кольберга он получил известие, что французский отряд, бывший в Северном море, вернулся на родину. Бомбардировка была отменена, а 22-го сентября и суда, находившиеся в Балтийском море, вернулись во Францию, где их команды приняли участие в обороне Парижа.
Только к 9 сентября закончили вооружение второй французской броненосной эскадры, которую послали в Северное море для блокады Везера и Эльбы и для того, чтобы запереть 4 германских корабля в Яде. Местом стоянки для этой эскадры служил Гельголанд, где суда страдали осенью от плохой погоды и где их часто беспокоили выходившие в море германские суда.
Положение вице-адмирала Фуришона и впоследствии вице-адмирала, графа Гейдона, было довольно незавидным, так как стоянка у Гельголанда была слишком открытой, а прорыв в бухту Яде казался слишком опасным в виду мелководья, батарей, присутствия там германских броненосцев и минных заграждений (поставленных, однако, лишь для вида).
Блокада берега проводилась довольно строго до тех пор, пока суда не были отозваны назад, чтобы использовать их орудия и команды для обороны Парижа.
Флот дал для обороны 60 000 человек и 1600 крупных орудий; несмотря на это, при заключении мира в строю находилось еще свыше 200 судов с 500 орудиями и 37 000 человек команды.
С осени все арсеналы усиленно работали на армию.
Освободившаяся теперь германская эскадра пыталась встретить возвращавшуюся из Балтийского моря французскую эскадру, но не имела в этом успеха.
Появление французской эскадры у немецких берегов не имело, конечно, того успеха, который от него ожидался, в виду того, что не состоялась посылка десантных войск. Все предприятие было ударом по воздуху.
Дания перешла бы на сторону Франции только в том случае, если бы были высажены французские войска. Эти последние имели бы, однако, успех только при быстром выполнении этого плана. Только в таком случае эта операция могла бы повлиять на ход всей войны и могла бы побудить другие державы изменить нейтралитету.
В начале июля имелась еще возможность начать подобное предприятие с некоторой вероятностью успеха.
Французы совершенно не приготовились к подобным операциям, несмотря на труды Буэ-Вильомеца.