Содержание → Том I Часть первая. Период господства гребных флотов Глава I. История мореплавания и морской торговли в древности Финикия → Часть 3
Большая стоимость сухопутной перевозки товаров послужила причиной того, что сухопутные грузы состояли исключительно из предметов роскоши, доступных лишь богачам. При социальных условиях древности население резко разграничивалось на богачей и бедняков, современного среднего класса не существовало. Поэтому оптовая торговля предметами первой необходимости и комфорта, доступными для бедных классов, а равно сырьем для нужд промышленности, могла вестись лишь морскими путями; торговля финикийцев и была преимущественно морской. Индия была старейшей культурной страной, богатство которой и обилие товаров, находивших всегда большой спрос в других областях, послужило поводом к развитию обширной торговли. С незапамятных времен Индия вела на сухом пути крупные торговые сношения с Китаем. Предметами вывоза служили пряности и коренья, шелк, золото, жемчуга и алмазы, ткани, металлические изделия, хлопок, рис и т. д. Финикийцы воспользовались нерасположением индусов к морю и захватили в свои руки всю морскую торговлю с Индией. Туда они ввозили бальзам, благовония и другие продукты своей страны, употреблявшиеся в больших количествах при богослужениях, и обменивали их на продукты из Индии. Индийские и аравийские товары они доставляли в Египет, в гавань Левкос Лимен на Красном Море, откуда перевозили их сухим путем до Коптоса на Ниле и далее, или же везли их до Арсинои (Суэц) и Эцион-Гебера (Акаба), а оттуда по каналу в Бубастис и Египет или сухим путем в Газу и Ханаан.
Вследствие этих торговых сношений, ведшихся с незапамятных времен, отношения между финикийцами и египтянами были настолько тесными и дружественными, что целый район главного египетского города Мемфиса был заселен исключительно финикийцами, и вся египетская морская торговля в Средиземном море составляла их монополию. Таким образом, к индийским и аравийским товарам присоединялись еще и египетские, состоявшие частью из земледельческих продуктов: зерна, льна, хлопка и папируса, частью же из изделий промышленности: ковров, платья, полотна, металлических, деревянных и кожаных изделий, канатов, сетей и т. п. Эти товары финикийцы распространяли по всему побережью Средиземного моря наряду с ценными продуктами своей страны, как-то: судостроительным лесом, пенькою и с произведениями финикийской промышленности в виде пурпурных тканей, в изготовлении которых не имели соперников, а также железных глиняных и стеклянных изделий; сюда присоединялись еще вино и масло из Греции, олово из Англии и очень высоко ценившийся янтарь. Последний в очень большом количестве был найден впоследствии при раскопках царских гробниц в Микенах, относящихся к XVI или XIII вв. до н. э.
Наиболее выгодным товаром, без сомнения, были рабы, содержавшиеся в огромных количествах всеми наиболее культурными государствами, за исключением Индии (Страбон, XV. 1; 34, 54, 59). Точных сведений о рабовладельчестве нет, тем не менее, известно, что египетский царь Рамзес III (1185-1153 гг. до н. э. ) подарил за время своего царствования богам, то есть жреческой касте, помимо громадных земельных участков, 113 433 рабов; в Афинах на одного свободного гражданина приходилось 20 рабов, на маленьком острове Эгине число рабов достигало 470 000. Из них только небольшая часть была местными уроженцами, большая же часть была привезена из других стран. Военные законы того времени давали победителю неограниченное право распоряжаться жизнью и имуществом побежденных. Военнопленные обычно становились рабами, а потому финикийские купцы имели обыкновение следовать по пятам за армиями и флотами с тем, чтобы скупать за гроши военнопленных. Некоторые дикие племена продавали своих единоплеменников, и это явление имело место даже у израильтян. Центральным пунктом работорговли был Тир, а главным невольничьим рынком – священный остров Делос, где иногда в течение одного только дня продавалось несколько тысяч рабов (Страбон, XIV, 4; 2).
Финикийцы, в течение многих веков не имевшие конкурентов в морской торговле (греки начали морскую торговлю вне своих пределов лишь около 800 г. до н. э. , а западные народы – еще позже) всецело монополизировали ее и получали большие доходы.
Закладки
- » Дарий разделил свое царство на 20 областей (сатрапий), по народностям,…
- » В начале войны датский флот служил для перевозки войск…
- » Русские так искусно маневрировали, завозя верпы, что…
- » В это время внутренняя связь в союзе окончательно распалась. Когда в…
- » Сражение у Акциума с его долголетней подготовкой и окончательным результатом,…
- » На втором по величине острове Понгху, в юго-западной его части, в глубине обширной…
- » Тем временем Петр, после краткой войны на юге с Турцией, должен…
- » Наиболее рискованным было решение, принятое Юэлем у Кальгрунда;…
- » В судостроительном искусстве, в мореплавании, торговле и колониальной…
- » Происшедший от этого взрыва пороховой дым послужил причиной,…
- » В предыдущих главах неоднократно упоминалось о возобновлении…
- » Потери союзников были незначительны, у русских же довольно тяжелые:…
- » После первых сражений на границе положение Франции стало настолько…
- » Начатая немедленно сильная бомбардировка укреплений производилась…
- » 19 июня, дойдя до Корунны на севере Испании, Армада остановилась, чтобы пополнить…
- » Теперь Карлу III удалось занять Мадрид, а Филипп V с французскими…
- » В то время как как Испания отозвала из Вест-Индии находившиеся…
- » 25 октября маршал Ояма высадился со второй армией в 40 000 человек…
- » И он имел во многих отношениях громадные полномочия, которые сводились к…
- » Различнейшими мелкими инцидентами на почве морского церемониала стараются…