www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом I Часть вторая. Появление парусных военных флотов Глава III. Эпоха Великой Армады Развитие европейских флотов в первой половине XVI в. → Часть 1

До конца XV века судостроение, мореплавание и артиллерийское дело развивались весьма медленно; затем развитие пошло несколько быстрее, как во всех областях умственной жизни, так в частности и в сфере мореходства вообще и в морском военном деле. Таким образом возник период «новой истории», к которому однако нельзя применять нынешнего масштаба в смысле быстроты успехов и развития.

После полного поражения и гибели Ричарда III в сражении при Босворте (22 августа 1458 г. ) мужская линия Йоркской династии угасла, война Белой и Алой розы закончилась, и для Англии, под властью Генриха VII Тюдора (1458-1509), начался период возрождения, в течение которого особенное развитие получили судоходства и торговля. В это же время этот даровитый король положил основание тому самому королевскому флоту, который существует доныне, ибо, хотя флот этот и развивался в течение первых 120-130 лет очень медленно, но никогда не приходил в окончательный упадок, как это было с флотом Альфреда Великого или Генриха V.

В 1489 г. Генрих VII выстроил корабль «Регент», на котором было не менее 225 легких орудий (так называемые серпантины, вес снаряда которых не превышал полуфунта); орудия эти были установлены на башнях и на верхней палубе. Корабль этот сгорел в 1512 г. в сражении у Бреста, после чего, два года спустя, Генрих VIII выстроил другой, очень крупный корабль, который назвал «Генрих милостью Божьей» (Henry grace a Dieu), но который в народе, не знавшем норманнско-французского языка, был известен под именем «Большой Гарри» (The Great Harry); на нем было уже 4 мачты, вероятно состоявшие не из одного ствола, как раньше, а из основного дерева и одной или двух стенег, с маленьким топовым парусом вроде позднейшего марселя или брамселя, поднимаемых выше большого нижнего паруса. Ниже бушприта имелся еще большой парус на рее; на корабле этом были боевые марсы, которые сохранялись еще в течение долгого времени. Корабль этот считается первым кораблем современного английского флота. Вооружение его состояло, кроме многочисленных легких орудий, из 13 тяжелых пушек (от 18 до 42 фунтового калибра), которые были установлены на нижней палубе, и еще восьми бронзовых орудий от 3 до 9 фунтов. Экипаж был очень многочисленный и состоял из 700 человек, в том числе 300 матросов, 50 артиллеристов и 350 солдат; для вооружения последних имелось 500 луков и арбалетов. Всего на корабле были орудия пятнадцати различных калибров.

Решительную перемену в постройке и вооружении военных кораблей произвело изобретение бортовых пушечных портов, сделанное около 1500 года по-видимому, французским судостроителем Дешаржем в Бресте. Впервые он применил их (при Людовике XII, 1498-1515 г. ) на большом корабле «Шарент», который, кроме многочисленной мелкой артиллерии, имел еще 14 орудий на колесах. Другой такой же корабль был «Ля Кордельер» (La Cordeliere), причем оба эти корабля должны были служить противовесом «Большому Гарри»; соревнование Англии и Франции на этом поприще, продолжающееся доныне, началось еще в те времена.

Первый серьезный бой между этими новыми кораблями произошел в 1512 г. у Леконке (при входе в Гулэ-де-Брест). Английская эскадра была, по-видимому, сильнее, но тем не менее потерпела неудачу. Заслуживает особого внимания бой «Регента» с французским кораблем «Ля Кордельер» под командой Портсмогера, имя которого, переделанное в Примоке продолжает жить до сегодняшнего дня во французском флоте. Корабли эти схватились на абордаж и, после долгого боя, оба взлетели на воздух со всем экипажем (1600 человек).

Закладки

Hosted by uCoz