Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава I. Вторая англо-голландская война 1665-1667 гг. Первый год войны, 1665 → Часть 4
Не видно дальнейшего использования победы, которая могла бы быть отлично стратегически развита: герцог Йоркский на следующий день ушел в отечественные воды. Ошибка за ошибкой с обеих сторон, точно уроки предыдущей войны прошли для обоих флотов даром. Ни в тактическом, ни в стратегическом отношениях не видно никаких успехов. Вся война и это сражение – ничто иное, как нападение друг на друга двух более или менее подготовленных противников, без предварительного плана.
На ошибки уже указывалось неоднократно во время описания боя; они заключаются в самой подготовке операции, ее начале и проведении и в развитии победы. Личные отношения сыграли опять немалую роль: Обдам и де-Витт, вредная самостоятельность Тромпа и т. п.
Как было упомянуто, это сражение – первое, которое оба флота – главным образом англичане – провели в более или менее сомкнутом строю, кильватерной колонне в бейдевинд.
Весь бой нельзя firstcamera.ru было провести в сомкнутом строю, так как беспорядок среди голландцев принудил англичан к особым мерам; к тому же разнотипность судов и неопытность капитанов сильно затрудняли маневрирование. Но все-таки, насколько возможно, начатый англичанами бой в тесно сомкнутой кильватерной колонне под малыми парусами, на небольшой дистанции, был ими впервые проведен тактически правильно, по узаконенным заранее инструкциям.
Мы встречаем подобные боевые походные инструкции в голландском флоте лишь после этого, неудачного для них, сражения; как в Англии герцог Йоркский, так в Голландии де Рюйтер считаются инициаторами в этом направлении.
Трехдечные английские корабли неоднократно показывали свою силу в боях; их преимущества сказались с первых же залпов и в сомкнутом строю; благодаря их превосходящему огню и более крупному калибру орудий, перевес оказался на стороне англичан.
Мы видим, что из опыта последних десятилетий постепенно создались твердые правила и определенные нормы, исходя из которых начали работать дальше и выработали определенные боевые инструкции.
В Голландии, вскоре после боя, была созвана комиссия адмиралов, установившая следующие правила:
1) Флот делится на 3 эскадры, если в нем больше 60 судов; каждая эскадра делится на 3 отряда: авангард, центр и арьергард.
2) Эскадры обозначаются особыми названиями и флагами; каждой эскадре заранее присваивается определенное место для различных боевых строев.
3) Каждый корабль получает определенное место в эскадре, которое обязан сохранять любой ценой; в случае невозможности он извещает об этом флагмана.
4) Если командир без особых причин выходит из строя, он последовательно подвергается наказаниям: на первый раз – 100 гульденов, затем – 200 гульденов, в третий раз – разжалование.
5) Каждый командир должен следовать движениям флагманов, в случае неисполнения – смертная казнь.
6) Враг должен преследоваться только по особому приказанию и с превосходящими силами.
7) Для каждой эволюции, маневра, строя и т. п. устанавливаются особые сигналы.
8) Начальник обязан каждое утро высылать три быстроходных фрегата и галиота для рекогносцировки.
9) Начальник обязан заранее назначать различные для каждой местности рандеву.
10) Если корабль будет захвачен, командир обязан выбросить за борт важные документы, сигнальные книги и т. п. , привесив к ним грузы.
Дальнейшие статьи касались дисциплины, в особенности взаимоотношений начальников и офицеров, – что было весьма важно и нужно. Теперь нам многие из этих правил кажутся до того очевидными, что приходится удивляться, что их тогда нужно было издавать; однако не следует забывать, что постоянные флоты и армии с тесно сплоченным офицерским корпусом начали создаваться лишь в те времена. Не было теории ведения войы: выдающиеся люди еще не делились опытом в опубликованных трудах с широкими массами результатами своего знания и мышления.
Поражение у Лоустофта, особенно в Голландии, обычно приписывается убитому в этом бою Обдаму. Насколько такое суждение несправедливо, показывают результаты работ комиссии адмиралов после боя; ему не только был предписан строй флота и его задачи, но даже категорически приказано немедленно вступить в бой и выражено сомнение в храбрости. Вина тут в обстоятельствах общего характера, недопустимых для ведения войны и командования.