Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава IV. Шведско-датская война 1675-1679 гг. Второй год войны, 1676 → Часть 3
Крейц еще раз, благодаря личному вмешательству, не дал своему флоту одержать победу; когда он увидел, что датский booksamillion.ru брандер находится в опасной близости к кораблю на котором находился его сын, Крейц бросился на помощь. Все корабли, согласно инструкции, повернули, следуя движениям адмирала; произошел беспорядок. Адмирал Угла поехал лично к главнокомандующему, чтобы объяснить последнему его ошибки.
Юэль в 2 часа прекратил попытки сблизиться с противником. Он спустился под ветер и лег на западный курс; вечером датчане стали на якорь между Фалстербо и Драгор. Несколько сильно поврежденных кораблей прошли немедленно в Копенгаген.
Снова повторяется то же явление: флагманы союзников упрекают друг друга в отсутствии поддержки и должной энергии. Голландский адмирал Альмонд и датский адмирал Родстэн были особенно возбуждены. Альмонд должен был во время боя перенести флаг на другой корабль и обвинял ближайшие датские корабли в недостаточной поддержке. Но из его односторонних и злобных донесений можно заключить, что действовал он крайне самовольно. Альмонд упрекал также и Юэля в неумении использовать несколько выгодных для нападения моментов.
Следует, однако, признать, что Юэль этим боем доказал свои высокие качества флотоводца; в столь тяжелых обстоятельствах он оказался на должной высоте и сумел задержать противника без ущерба для своего флота. В виду слабости датского флота и полученных категорических приказаний, как в каких случаях действовать, Юэль не считал себя вправе рисковать своими судами и продолжать бой. Он верно оценил обстановку, отступил в нужный момент и не понес во время отступления потерь, несмотря на то, что противник находился на ветре, в чем Альмонд ему очень помог. Потери не превышали полсотни людей с каждой стороны; шведы потеряли один маленький корабль. Особо серьезных повреждений корабли не понесли.
Шведский флот вскоре также лег на запад и стал вечером на якорь у Треллеборга, на южной оконечности Сконии. Туда прибыл король Карл XI, наблюдавший за концом боя с колокольни г. Истада. Он упрекнул своих адмиралов в том, что на второй день утром они не спустились по ветру со всеми кораблями и не начали боя на близких расстояниях. Крейц жаловался королю на нескольких адмиралов и капитанов; все они были отрешены от должностей. Обе державы торжествовали победу, что неоднократно имело место и в англо-голландских войнах.
После этой двухдневной перестрелки, собственно говоря, даже не заслуживающей названия морского боя, шведы потеряли еще два малых корабля, отделившихся от флота и захваченных восточнее Ясмунда бранденбургскими военными кораблями. В самом бою бранденбургские корабли участия не принимали.
На следующий после боя день Тромп вступил в командование флотом. Союзный флот состоял к тому времени из 25 линейных кораблей (из них 10 голландских), 10 фрегатов, 6 брандеров и 6 малых судов. Юэль вел авангард; у него были только датские корабли; арьергардом командовал Альмонд: 8 голландских линейных кораблей, 2 голландских и 2 датских фрегата. В центре у Тромпа было 7 датских и 2 голландских корабля; 4 датских и 1 голландский фрегат; из 5 мелких судов – одно датское. В центре находился датский адмирал Иенсен Родстэн, голландский вице-адмирал де Вриэс и один датский шаутбенахт.
Всего союзный флот насчитывал 10 адмиралов. Флаг Тромпа на «Христиане V» (86 орудий), командир последнего голландец. Число орудий всех 46 кораблей (из них 19 голландских) – 1700.
Инструкции, данные Тромпу, давали последнему несколько больше свободы, чем его предшественникам; отсутствовало например, приказание отступать перед сильнейшим противником и не рисковать кораблями; но оставалось обязательным созывать военный совет. Было предписано захватывать все неприятельские и нейтральные корабли с контрабандой, поддерживать курфюрста, в случае его желания, высадками и т. п.