Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава V. Орлеанская война 1688-1697 гг. Международное положение накануне войны и флоты трех ведущих держав → Часть 2
Личный состав голландцев не оставлял желать лучшего; школа де Рюйтера еще была жива, адмиралы проявляли себя с лучшей стороны. Бывали случаи, что во время войны на флоте ощущался недостаток в людях, но обычно адмиралтейства все же могли собрать необходимые 20 000 человек.
Мнение, что голландский флот пришел в упадок еще при Вильгельме Оранском, следует признать неправильным; это случилось уже после его смерти. Заботы Вильгельма о голландском флоте не прекращались и в бытность его topnews7.ru английским королем. Не следует удивляться, что влияние голландских морских сил во время Орлеанской войны иногда уступало влиянию значительно более сильного флота Англии. Естественно, что создавшаяся для Голландии в силу ее континентального положения необходимость содержать значительные сухопутные войска ограничивала возможность содержания сильного флота. Однако верфи и военные гавани Нидерландов еще находились в прекрасном состоянии.
После испано-голландской войны боевая подготовка личного состава французского флота не останавливалась; она поддерживалась многочисленными боями с алжирскими пиратами и широкомасштабными маневрами больших эскадр. В 1683 году с демонстративной целью была послана большая эскадра в Балтийское море, для совместного с Данией выступления против Швеции. Нередко, как и в Нидерландах, бывали случаи, что офицеры для усовершенствования в морском деле назначались на корабли сверх комплекта. Существовали артиллерийские, штурманские, а также судостроительные училища. Оригинальной организацией, встречающейся лишь во французском флоте, следует считать отряды мортирных шлюпов, обслуживавшихся особыми бомбардирскими командами.
Место Кольбера в 1683 году занял его сын, маркиз де Сеньеле; но при нем замечается упадок флота, вызванный недостатком денежных средств. Опасность нехватки личного состава была устранена путем образования 80-ти постоянных рот солдат по 100 человек, каждая под командой морского офицера. Маркизу де Сеньеле французский флот обязан многочисленными уставами; он скончался в 1690 году, всего 40 лет от роду. Заменивший его Поншартрен, остававшийся на посту до 1699 г. , не был в состоянии остановить развал флота.
Тем не менее, в начале 1688 года флот стоял еще на значительной высоте; кораблей было достаточно, личный состав, в особенности высший, командный, обладал прекрасной боевой подготовкой. В виду всего этого представляется совершенно непонятным, чем руководствовались военный и морской министры, Лувуа и Поншартрен, когда через три года предложили королю заменить флот сухопутным береговым корпусом в составе 25 000 человек пехоты и 4000 всадников, несмотря на то, что во флоте к тому времени еще насчитывалось до 120 линейных кораблей свыше 40-пушечных.
Английский флот к началу войны не был на прежней высоте, вследствие неудовлетворительного высшего командного состава, уменьшению числа и ухудшению качества судов, а также в виду упадка дисциплины. Уже в 1648 году Карл II, убедившись, что флот приходит в упадок, принял соответствующие меры; равным образом и Яков II, немедленно после восшествия на престол, принялся энергично за дело, благодаря чему флот до 1688 года несколько улучшился.
Как офицеры, так и команды, настроенные против католиков Стюартов, были всецело на стороне Марии и Вильгельма Оранского; попытка Якова II ввести на судах чтение мессы едва не привела к мятежу.
В состав флота входило до 100 линейных кораблей свыше 40-пушечных; из них девять 96-100 пушечных и одиннадцать 80-90 пушечных. Артиллерийское вооружение судов разрабатывалось систематически; так, например, на 100– и более пушечных судах (с 815 чел. команды) было следующее расположение артиллерии:
В нижней батарее – 26 42-фунтовых орудий
В средней батарее – 28 24-фунтовых орудий
В верхней батарее – 28 9-фунтовых орудий
На верхней палубе и т. д. – 20 мелких орудий.
Калибр французских орудий во всех трех батареях был меньше.
Управление флотом при Вильгельме III вновь было поручено Комиссии (Адмиралтейству); во главе нее стоял Первый Лорд в качестве морского министра. Однако, вновь учрежденному институту лишь постепенно удалось искоренить многочисленные злоупотребления во флоте. Между офицерами царило недоверие к начальству, настолько сильное, что французское командование его, несомненно, учитывало.