www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава V. Орлеанская война 1688-1697 гг.   Начало войны, 1688-1689 гг. → Часть 3

Опасаясь быть отрезанным от транспортов, оставшихся вместе с брандерами в бухте и занятых выгрузкой боевых припасов, Шато-Рено, удалившийся в пылу боя более чем на двадцать миль от берега, прекратил сражение в половине шестого, результатом чего была не полная победа французов, сумевших отразить нападение противника на десантный флот.

Получив значительные повреждения, Герберт оказался вынужденным вернуться в Плимут. Уже 16 мая французы возвратились в Брест, вместо того, чтобы начать, согласно полученным приказаниям, действия против неприятельского флота; благодаря этому Герберт с незначительным числом кораблей мог нарушать сообщение между Ирландией и Шотландией. Английское судоходство более не подвергалось нападениям со стороны французов.

Во время последующих событий особенно отличился английский адмирал Рук со своей небольшой эскадрой; он отгонял французские суда, перевозил английские войска из Шотландии, способствовал захвату приморских городов, занимал острова, служившие впоследствии базами для высадки и т. д.

Следует упомянуть о форсировании им заграждения из цепей и судов, усиленного с флангов батареями, которое защищало знаменитый северо-ирландский город Лондондерри; город удалось отстоять, что имело весьма важные последствия.

Представляется непонятным, почему командование французским флотом не предприняло каких-либо мер против этого маленького отряда; было бы так легко воспрепятствовать с запада высадке в Ирландии и тем способствовать переходу острова в руки Якова II.

В середине лета на Уайте собрался, под начальством Герберта, довольно сильный союзный флот, более 60 кораблей и почти 20 брандеров, с целью беспокоить французское побережье. Этот флот ушел к Бресту, но из-за неудовлетворительной подготовки должен был вскоре вернуться в Англию. Благодаря этому французский адмирал граф Турвиль мог 31 июля беспрепятственно провести из Тулона, откуда он вышел 9 июня, 20 линейных кораблей в Брест, где в его распоряжении оказалось 70 линейных кораблей. Операции Турвиля следует признать чрезвычайно удачными; благодаря прекрасно организованной разведывательной службе он хорошо был осведомлен о движениях противника и так ловко маневрировал в течение пяти дней, что ускользнул от наблюдения неприятеля, стоявшего в Уэссане. Воспользовавшись переменой ветра с норда на зюйд-вест, Турвиль, на виду у англичан, вошел в наружную бухту Бреста.

В середине августа союзники вновь встретились с крейсерующим у островов Сцилли флотом Турвиля. Несмотря на то, что французы были под ветром, англичане их не атаковали; столкновение ограничилось авангардным боем между двумя линейными кораблями. По-видимому, осторожность союзников, удовлетворившихся лишь удерживанием противника, следует приписать необходимости прикрыть приближение торговых судов из Смирны, богато нагруженных. Оба противника видимо сознавали свою недостаточную подготовленность к решительному сражению; в особенности с английской стороны заметно нежелание рисковать. Таким образом, оба флота разошлись, не предприняв решительно ничего существенного.

Закладки

Hosted by uCoz