Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава VI. Война за испанское наследство 1702-1713 гг. Война в 1707-1708 гг. → Часть 3
Лек подошел к Порт-Магону 5 сентября и начал, в ожидании Стэнхоупа, www.oz-photo.ru подготовлять атаку. В Порт-Магоне находилось всего лишь 1000 человек, преимущественно французской морской пехоты. Через неделю прибыли войска с Майорки и затем экспедиция Стэнхоупа; высадка была предпринята немедленно, и город пал. Франко-итальянский гарнизон занимал оба форта у входа в гавань, которые были взяты штурмом через две недели. Главные силы флота пошли на родину раньше, отделив как обычно эскадру на зимовку. На острове осталось лишь небольшое количество английских войск в виду того, что порт для стоянки большого количества судов еще не был подготовлен. Захват Минорки с Порт-Магоном имел громадное значение для положения Англии в Средиземном море; имея в своем распоряжении еще и Лиссабон и Гибралтар, она получала полнейшую возможность контроля на портами Ферроля, Кадиса, Картагены, Барселоны, Тулона и Генуи. Владея Порт-Магоном в течение пятидесяти лет, Англия главным образом была занята вооружением и расширением Гибралтара. Отныне Англия могла считаться главной средиземноморской державой.
Следует упомянуть еще об одном предприятии в северных водах – экспедиция Якова III с 6000 человек в Шотландию, под предводительством графа Форбэна, имевшего в Дюнкерке в своем распоряжении полдюжины мелких военных судов и две дюжины каперов и транспортов. Но в Англии прослышали об этом и в середине марта адмирал Бинг с 35 судами появился в виду порта. Воспользовавшись тем обстоятельством, что английские суда неделей позже были отнесены бурей на запад, Форбэн ночью вышел в море; Бинг последовал за ним по пятам. Прибыв в залив Форт (Firth of Forth), Форбэн скоро убедился в невозможности сделать высадку и, как только приблизился Бинг, ушел в море. Преследуемый Бингом, он все же нашел возможность уйти от него благодаря ловкому маневрированию ночью, хотя и оставил одно судно в руках противника.
Далее не приходится отметить чего-либо существенного на севере, кроме захватов торговых судов и защиты судоходства.