Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава VII. Великая Северная война 1700-1721 гг. Война в Каттегате и вмешательство Англии, 1716-1719 гг. → Часть 2
Там было собрано под начальством шаутбенахта Шеблада: 1 прам с орудиями, 11 галер и полугалер, несколько вооруженных шхерных лодок и 20 транспортов с военным грузом, который ожидался Карлом XII с величайшим нетерпением. Длина этого узкого фиорда всего 6 миль; во внутреннем, восточном конце его расположен небольшой скалистый островок с полевым укреплением. Перед островом стояли военные суда и транспорты. Рано утром 2 июля Торденскельд при благоприятном бризе вошел в фиорд; появление его было столь неожиданно, что датчанам удалось проникнуть в середину фиорда, где ширина его всего лишь полтора кабельтова. В половине восьмого шведские корабли открыли огонь; после 3 часового ожесточенного боя Торденскельд высадился на острове и взял укрепление. В 8 часов вечера все неприятельские корабли были либо взяты, либо уничтожены; многие пришлось под огнем сухопутных войск отверповать от берега. С наступлением темноты смелому моряку удалось благополучно уйти обратно, потеряв лишь 19 убитых и 57 раненых.
Блестящий успех имел большое значение: Карл XII не мог взять Фредриксгальда, Норвегия была спасена; король отступил, потеряв около 5000 человек. Опять-таки датские морские силы разрушили план его войны; шведам пришлось отступить, ибо все их тыловые сообщения были повсюду с моря прерваны. Торденскельд за это был произведен вне очереди и вторично перескочил через чин; он и его офицеры были награждены золотыми медалями, которые носились на груди на синей ленте.
В середине июля царь Петр I прибыл с 41 галерой из Ростока в Копенгаген, куда вместе с тем отправился и русский линейный флот. Постепенно перед Копенгагеном собрался большой интернациональный флот:
18 датских линейных корабля и 4 фрегата (Гелденлеве).
14 русских линейных корабля и 4 фрегата (Шельтинг и Сиверс).
19 английских линейных корабля и 2 фрегата (Норрис).
4 голландских линейных корабля и 2 фрегата (Граве).
Кроме того 48 русских галер и несколько сот коммерческих судов.
В середине августа Петр вступил в командование соединенным флотом и поднял флаг на корабле «Ингерманланд», на котором поселилась также и царица. Вскоре весь флот в составе 800 вымпелов, считая в том числе и коммерческие суда, вышел в море; Петру однако же ничего существенного выполнить не удалось, он лишь опустошил несколько прибрежных местечек; через неделю царь вернулся от Борнхольма.
На Зеландии было собрано по 24 000 русских и датчан, предназначенных для высадки в Сконию. Но тут царь потребовал, чтобы после завоевания Блекингена ему было уступлена Карлскрона, что в Дании вызвало большое неудовольствие. Когда еще 16 тысяч войск появилось перед Копенгагеном и к ним присоединилось 6 тысяч человек команд галерного флота, в Копенгагене возникли подозрения. Царь потребовал доступа к гавани, к верфи и крепости, хотел расквартировать полки в самом городе и т. п. Без предупреждения он с галерами перешел в Кронборг.
Царь со дня на день откладывал высадку в Сконию, так что начали опасаться за короля, увеличили число часовых на верках, а ночью русским не разрешили оставаться в городе.
Гелденлеве получил строжайшие инструкции держаться вблизи русского галерного флота, не слушаться царя и лично самому командовать датским флотом; таким образом положение в Копенгагене обострилось до крайности. Спрашивается, почему Петр не принимал какого-нибудь определенного решения; остается предположить, что причина кроется в безмолвном давлении стоявшего близко английского флота. Норрис даже предлагал в ближайшем будущем захватить русские линейные корабли и галеры; но на это не решались, ибо опасались убиения всех живших в России англичан. Повсюду царило громадное возбуждение. Норрис будто бы уже имел приказание взять царя в плен.
Наконец Фредерик IV решился предложить Петру отозвать свои войска, что Петром было выполнено лишь в конце октября; он их перевез в Росток. Русский линейный флот также вернулся. Все в отношении провианта и боевых запасов было блестяще организовано для длительного похода; на рейде Копенгагена стояло несколько старых линейных кораблей, специально переделанных для перевозки провианта. Лишь несколько английских кораблей оставались у датской столицы.
Закладки
- » Условия торговли и судоходства в Северном море были более свободны,…
- » В предыдущих главах неоднократно упоминалось о возобновлении грандиозной каперской…
- » Английский флот ничем не проявил себя; складывается впечатление,…
- » В начале войны датский флот служил для перевозки войск и находился…
- » Все увеличивавшаяся ненависть к афинянам за их агрессивную политику…
- » 20 числа русские отдали якорь в двух морских милях от шведского флота,…
- » Главнейший вывод из этой войны заключается в том, что…
- » В это время внутренняя связь в союзе окончательно распалась. Когда в конце…
- » Наконец Швеция изнемогла; после долгих переговоров 30 августа…
- » Приблизительно около этого времени произошел, конечно, с большой…
- » Дипломатическое искусство Герца спасло Швецию. Намерения…
- » Хождение под парусами в зимнее время было настолько трудно, отнимало…
- » Около полуночи правый фланг флота, состоявший из финикийцев,…
- » Первый бой имел место 14 июня между Лоустофтом и Текселем; каждый из…
- » Организация торговых портов была в отношении как материальном, так и административном,…
- » Народы германского происхождения, жившие у берегов моря или…
- » Первоначальное свое упущение англичане исправили очень…