www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть четвертая. Эпоха пара и брони Глава IV. Австро-итальянская война 1866 г. Морская война на Адриатическом море → Часть 2

Сильно пострадавший от пожара фрегат «Новара» был вскоре отремонтирован и, подобно другим деревянным судам, забронирован железднодорожными рельсами и цепями. Затем он выпросил себе старый линейный корабль «Кайзер», вооруженный слабой гладкоствольной артиллерией.

По мере готовности суда, укомплектованные молодой и совершенно неопытной командой, приступили к учениям на рейде Фазано. Некоторые суда были вооружены старыми гладкостенными пушками, заряжавшимися с дула, вместо предназначавшихся для них нарезных орудий.

Молодой, не достигший еще 39-летнего возраста и не знавший устали адмирал ободрял всех, и под его влиянием развивались воинственное одушевление и отвага. Благодаря своей удивительной энергии Тегетгоф добился того, что флот был готов к бою через 9 недель после приказа о мобилизации, несмотря на то, что часть команды находилась на службе всего только шесть недель. Одновременно с этим ему приходилось работать в Вене над преодолением возникавших там препятствий.

Однако Тегетгоф все еще находился под гнетом непосредственной зависимости от армии; на его неоднократные просьбы о разрешении ему дать сражение, согласились лишь наполовину.

Но постепенно не только флот, но и армия и вся страна стали относиться с доверием к возможному содействию флота. Такое впечатление произвели сообщения всех его подчиненных и его собственная уверенность в победе, постоянно им высказываемая. 24 июня он телеграфировал: «прошу точных указаний о степени свободы действий, предоставленной мне в настоящее время».

Через два дня он получил ответ: «Для действий флота не дальше Лиссы препятствий не имеется. Наблюдать за устьями По и побережьем Венеции». Ответ этот был получен после сражения при Кустоцце. В тот же вечер (26 июня) он снялся с якоря с 6 броненосцами и 8 мелкими судами и взял курс на Анкону, находившуюся в 70 милях от его стоянки. Там он нашел 11 броненосцев и 4 фрегата Персано, которые отчасти снялись с якоря, но не решились выйти из под защиты береговых батарей и атаковать его. Через два часа Тегетгоф ушел; итальянцы решили на военном совете не следовать за ним.

После этой разведки австрийцы вернулись в Полу и продолжали вооружение судов и обучение команд. Тегетгоф вовсе не был в претензии на Персано за его нерешительность, потому что ему таким образом оставалось достаточно времени спокойно закончить вооружение своих судов. 6 июля он проделал со всем флотом большие тактические эволюции. Остальное время флот стоял на якоре в канале Фазано, севернее Полы, в 4 линиях, имея броненосцы в наружной линии. В море высылались разведочные суда; производились эволюции как отдельными судами, так и целыми отрядами. Флот был каждую минуту готов к съемке с якоря, особенно в виду того, что его расположение было не особенно выгодно на случай нападения противника.

Остров Лисса лежит приблизительно на середине всей длины Адриатического моря, недалеко от далматинского побережья и всего в 7 милях от ближайших островов. Расстояния до него следующие: от итальянского берега на севере он отстоит всего на 60 миль, от Анконы на юго-востоке – 120 миль, от Полы в том же направлении – на 140 миль и от Таранто – на 300 миль. Длина этого острова – 16 километров, ширина – 6 километров, самая высокая точка внутри острова – 600 метров. Берег обрывистый и скалистый; имеется несколько закрытых бухт и довольно сносный порт – Лисса-Сан Джиорджио в северо-восточной части острова.

В 1810 году остров был взят англичанами и укреплен; в 1815 году он перешел к Австрии, которая значительно усилила укрепления – в особенности защитила порт, построив батареи Мадонна и Шмидт и несколько мелких укреплений.

Закладки

Hosted by uCoz