www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть четвертая. Эпоха пара и брони Глава VII. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Базирование флота → Часть 1

Разбирая значение приморских крепостей мы вполне естественно приходим к сознанию большой ценности хороших операционных баз в морской войне, будь то для операций одного флота или для дальнейших совместных действий его с армией. Уже при рассмотрении длительной гражданской войны в США мы пришли к тому заключению, что создание надежных опорных пунктов для армии и флота северян было крайне важно, и даже по современным требованиям необходимо для дальнейших операций, особенно на атлантическом побережье.

В морской войне вопросы снабжения еще важнее, чем в сухопутной; не столько по отношению к личному составу (тут они одинаковы – провиант, одежда, денежное довольствие), как в смысле материальной части, и в особенности в отношении пополнения запасов угля со времени введения парового двигателя.

Далее, во флоте забота об удовлетворении всех нужд ложится в гораздо большей мере на начальника, чем в армии, где рядом с военным начальством существует совершенно обособленное интендантство, состоящее все время в тесной связи с главными центрами и источниками всякого рода довольствия на родине. Поэтому на море содержание морской силы и снабжение ее всем, необходимым следует, безусловно, отнести в область морской стратегии.

«Учение о сообщениях» исходит из того предположения, что имеется операционная база – опорный пункт, сначала в своей стране, а потом и на более отдаленном театре войны, потому что под «сообщением» оно и подразумевает связь между действующей военной силой и этим опорным пунктом. Эта база и должна удовлетворять все потребности морской силы, т. е. снабжать ее углем, водой, снарядами, провизией и разными материалами, доставлять ей возможность ремонта надводной и подводной части кораблей и очистки их днищ, пополнять убыль команды и т. д. Поэтому получаются следующие, вполне определенные требования, предъявляемые к операционной базе:

1) Она должна представлять флоту вполне надежное убежище и место стоянки, защищенное от:

а) волнения, бурь, льда и течения;

б) наблюдения со стороны неприятеля;

в) бомбардировки; кроме того, она должна быть пригодной:

г) как опорный пункт для большой армии и

д) должна иметь несколько выходов для свободного выхода флота.

2) Она должна быть снабжена достаточным количеством припасов:

а) для флота – уголь, вода, снаряды и т. д. ;

б) для армии со всеми ее потребностями;

в) погрузка этих припасов должна быть возможной и при неблагоприятной погоде (большие набережные, шаланды и т. п. ).

3) Она должна иметь все средства и материалы для быстрого выполнения работ по исправлению самих судов, их вооружения и снабжения, т. е. доки, мастерские, арсеналы, техников и рабочих и т. д.

4) В ней должны находиться резервные кадры команды и иметься учреждения для помещения большого количества больных и раненых и т. д.

Все это составляет ряд всеобъемлющих и трудно выполнимых требований, которые могут быть удовлетворены лишь большим, надежным, хорошо укрепленным и оборудованным военным портом, но для успешной деятельности флота необходимо наличие такой первоначальной базы.

Пространство, на котором может оперировать флот, зависит от его радиуса действия. В настоящее время главным условием для неограниченного продолжения военных действий является вопрос о получении и пополнении запасов угля (а в новейшее время и нефти). Радиусом действия корабля надо в общем считать 3/5 или 3/4 расстояния, проходимого им с полным запасом угля, потому что:

1) вообще не следует расходовать весь запас;

Закладки

Hosted by uCoz