www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом I Часть первая. Период господства гребных флотов Глава VI. Средиземное море. Соперничество гребных флотов  Соперничество Венеции с турками → Часть 2

Затем турецкий флот начал завоевывать острова Архипелага, из которых некоторые принадлежали Венеции, а другие имели собственных правителей. К 1479 г. были завоеваны Аргос, Негропонт, Лемнос; около 1500 г.  – Модон и Корон. Дольше всех держался Родос, тогдашнее местопребывание ордена Иоаннитов, которые защищались с величайшим упорством; атаки на этот остров происходили в 1486 и 1506 гг. , и только в 1522 году, при Сулеймане II, после долгой осады с моря и с суши, он попал в руки турок. При этом флот, как и при завоевании Греции, оказал им громадные услуги; надо заметить, однако, что и офицеры и матросы, так же, как и строители судов, были не турки, а люди греческого происхождения или венецианцы. Самым замечательным предводителем турок на море был Хайретдин или Барбаросса, греческий ренегат родом с Митилены. Вначале он был морским разбойником, затем стал вести в крупном масштабе войну в собственных интересах, и, наконец, поступил на службу к туркам, у которых постепенно достиг звания бекляр-бека, т. е. главнокомандующего всеми турецкими морскими силами. В 1517 г. он завоевал часть африканского берега с Алжиром, и в качестве владетеля этой страны сделался вассалом Порты; он начал постоянно производить нападения на побережья Испании, Франции и вообще всей западной части Средиземного моря, и неоднократно вступал в удачные бои с христианскими флотами – он сражался даже против знаменитого генуэзца Андреа Дориа, который считался первым моряком своего времени.

В 1533 г. , когда ожидался большой поход Карла V против Туниса, султан Сулейман (Селим), не находя в числе своих приближенных искусного предводителя для своего флота, вызвал Хайретдина в Константинополь и назначил его бекляр-беком. В качестве главнокомандующего флотом он повел из Дарданелл войну против Карла V, генуэзцев и венецианцев с большой смелостью и, большей частью, с успехом, так что сделался грозой всех прилежащих к Средиземному морю стран. В последний свой поход он вышел из Константинополя с флотом из 110 галер и других судов, собрал контрибуцию с итальянского побережья, и вместе с французской эскадрой (Франциск I состоял в тесном союзе с турецким султаном) захватил Ниццу; после этого он стоял долгое время в Тулоне и умер два года спустя, в 1546 г.

Упомянутый выше поход Карла V в Тунис, в котором участвовало всего до 500 кораблей, завершился удачно; Хайретдину едва удалось бежать в Алжир; победителю досталось 100 кораблей и 300 тяжелых орудий. Один из кораблей Карла V, «Санта Анна», отличавшийся необыкновенно большими размерами, имел, будто бы, свинцовую броню, которая отлично предохраняла его от неприятельских снарядов.

Союз Франции, вернейшей дщери христианской церкви, с турками не был случайным, но продолжался в течение долгого времени и именно этому обстоятельству турки были главным образом обязаны своими успехами на море, так как они не были бы в силах противостоять всем соединенным христианским флотам, а кроме того военная гавань Тулон в западной части Средиземного моря, конечно, имела для них громадную ценность в качестве опорного пункта. Благодаря этому завоевания турок распространялись все дальше. В 1560 г. Андреа Дориа с большим флотом был неожиданно атакован и совершенно разбит у острова Джербе (между Тунисом и Триполи, в Малом Сырте, недалеко от берега) капудан-пашой Пиали (кроатским ренегатом); спаслось только несколько кораблей, которые вместе с экипажем были взяты в плен турками при захвате острова. После этого турки оказались полными хозяевами на Средиземном море.

Какова была в те времена безопасность на этом море, можно судить по одной жалобе, разбиравшейся в том же году в кортесах в Толедо: в жалобе этой говорилось, что редко какому-либо купеческому судну удавалось уйти от разбойников, вследствие чего морская торговля пришла в совершенный упадок; все испанское побережье от Перпиньяно и до португальской границы постоянно находилось под такой угрозой пиратских набегов, что на расстоянии 15-ти морских миль от берега никто не решался строиться, и вся полоса земли оставалась необработанной.

Нападение, произведенное турками с большими силами на Мальту, было отражено не флотом, а необыкновенно храбрым сопротивлением рыцарей – Иоаннитов, которые после утраты Родоса переселились на Мальту со своим гроссмейстером Жаном де Валеттой (по его имени гавань Мальты названа Ла-Валетта). Форт Св. Эльма был уже захвачен турками, но овладеть замками св. Ангела и св. Михаила в гавани они никак не могли, так как несмотря на все усилия, им не удалось разбить цепь, запиравшую гавань. Неприятельского флота ввиду не было и турецкий флот мог действовать с полной свободой. Так далеко на запад турки после этого уже никогда не заходили.

Закладки

Hosted by uCoz