Содержание → Том I Часть вторая. Появление парусных военных флотов Глава I. Период перехода к парусному флоту Северные моря в донорманнский период → Часть 1
Употребление мускульной силы человека в качестве двигательной силы для судов, с глубокой древности установилось, так сказать, естественным путем, но применение этой силы в крупных размерах было возможно только в те времена, когда существовало рабство или иные, подобные рабству, отношения, когда имелась возможность добывать человеческую силу в больших количествах и за дешевую цену; сила эта годилась впрочем только на внутренних морях, так как спокойное, по большей части, состояние таких морей или лишь слабое волнение, давало возможность и для военный целей употреблять легкие суда. Набор гребцов становился постепенно все труднее, вследствие чего численность команд, работавших на веслах на военных кораблях падала все ниже; пришлось, наконец, привлечь к этой работе тюремное население, откуда и возникла так называемая «ссылка на галеры».
Вследствие особенностей очертания береговой линии Швеции, Финляндии и других стран Балтики, гребное судоходство сохранилось на Балтийском море значительно дольше, чем на Средиземном, и еще в начале XVIII века там существовали гребные шхерные флоты. Хотя такие суда были сравнительно мало приспособлены к плаванию у наших берегов, среди первых судов прусского флота имелись так называемые гребные канонерские лодки. На судовых шлюпках до самого последнего времени употреблялась исключительно человеческая сила, при чем она же служила и для некоторых военных надобностей, например, для буксирования потерпевших аварию кораблей или во время штиля; эта же сила применялась и при атаке на стоящие на якоре суда, при так называемом «вырезывании» их (cutting out) еще в последнюю войну Северных и Южных Штатов, что может повториться и в будущем. По всем этим причинам очень важно, чтобы экипажи судов настойчиво упражнялись в гребле.
Таким образом, на Средиземном море гребные суда еще в течение многих столетий оставались настоящими военными судами; за греческими, карфагенскими и римскими военными судами всех видов и размеров, последовали галеры, которые и образовали главную составную часть всех более или менее организованных средневековых флотов. Сила их заключалась в носу, в таране или в установленных на носу метательных машинах, которые впоследствии были заменены судовыми орудиями. Сообразно этому, естественным строем тактического наступления для них был строй широкого развернутого фронта, сила которого была направлена прямо вперед, при одновременном прикрытии флангов. Подвижность гребных судов и их независимость от направления ветра давала возможность широкого пользования ими для тактических целей, так как они могли производить атаку в любом направлении, могли занять любое место и по произволу менять его.
Битвы древних гребных судов и новейших галер выражались в боях на близкой дистанции, в абордажах, прорывах и охватах флангов; во многих отношениях эти битвы походили на сухопутные сражения.
В тактическом смысле применение галер было почти неограниченное, но зато в стратегическом – гребные военные флоты имели самый ограниченный район действия. Малейшее волнение, в особенности в открытом море, чрезвычайно мешало грести, так что значительные переходы были почти невозможны; гребцы очень быстро уставали и кораблям, имевшим низкие борта постоянно грозила опасность перевернуться; все это заставляло как можно скорее укрываться в гавани или, по крайней мере, у берега.
Впрочем, для больших походов были еще и другие очень серьезные препятствия; военные корабли не могли брать с собой достаточных запасов воды и провианта, а потому необходимы были многочисленные транспортные суда. Эти суда стесняли движение главным образом тем, что военным кораблям приходилось тащить их на буксире, вследствие чего движение крайне замедлялось, а вместе с тем чрезвычайно ограничивалась возможность более широких стратегических операций.
Закладки
- » Ореол морского могущества Испании был уничтожен победой над Армадой;…
- » Дания следила с тревогой за наступлением и развертыванием более сильного…
- » Выпуская данную книгу в серии «Военно-морская библиотека»,…
- » В конце октября русский флот вследствие ранней зимы возвратился…
- » Начатая немедленно сильная бомбардировка укреплений производилась с дистанции…
- » Лек подошел к Порт-Магону 5 сентября и начал, в ожидании…
- » Главнейший вывод из этой войны заключается в том, что…
- » Ближайшими опорными пунктами неприятельских блокадопрорывателей служили:…
- » Зима прошла у обеих сторон в усиленных приготовлениях. Назначенный…
- » Эта морская экспедиция, снаряженная царицей Хатшепсут, является…
- » Сражение у Акциума с его долголетней подготовкой и окончательным результатом,…
- » Француз Ла-Туш в 1750 году основал в Эмдене азиатскую компанию: ежегодно…
- » Громадный флот должен был снабжаться из отечественных портов…
- » Артиллерийское вооружение кораблей было значительно усилено и сделано более…
- » Фемистокл взял на себя командование арьергардом и должен был прикрывать…
- » 25 октября маршал Ояма высадился со второй армией в 40 000 человек в 40…
- » Потери союзников были незначительны, у русских же довольно тяжелые:…
- » Мы уже упоминали, сколь велико было влияние на общее положение…
- » Франция и Испания подстрекали Португалию присоединиться к их союзу,…
- » «Кристобаль Колон» находился некоторое время вне дальности…