Содержание → Том I Часть вторая. Появление парусных военных флотов Глава I. Период перехода к парусному флоту Англонорманнский период → Часть 3
Вторжение Вильгельма было самым крупным, какое только известно в истории, потребовало долгих приготовлений. Он уже с весны начал собирать корабли и людей; он действовал несомненно по соглашению с норвежским королем и раньше, чем двинуться вперед, выждал результатов высадки последнего. Кроме того, он обратился за помощью к папе, и ему принесло большую пользу то обстоятельство, что папа отлучил от церкви сакского короля, неприязненно относившегося к церковным установлениям.
По дошедшим до нас сведениям, герцог Вильгельм располагал только норманнскими судами обычного типа – открытыми кораблями викингов, впрочем в очень большом числе: их было несколько сотен. Переправа через канал с этими кораблями, тяжело нагруженными людьми и лошадьми, была очень рискованна: большой английский флот еще в начале лета был собран Гарольдом в Доунсе, но вместо того, чтобы атаковать противника раньше, чем он закончит свои приготовления, Гарольд стал ожидать, когда противник сам выберет подходящее время и подойдет к нему.
Это пренебрежение основным правилом морской войны послужило причиной гибели Гарольда. Флот уже в течение многих месяцев стоявший в ожидании в Доунсе, израсходовал все припасы и, вероятно потерял терпение; возможно также, что по мере того, как уходило лето, англичане перестали верить в возможность нашествия. Как бы то ни было, в середине сентября, вероятно в то время, как Гарольд ушел в поход против норвежского короля, флот разошелся по своим гаваням. Получив об этом известие, которого он, возможно, и ожидал, герцог Вильгельм, дождавшись хорошей погоды вышел 27 сентября в море и на другой день высадился на противоположной стороне Ла-Манша в Певенси (пройдя 57 морских миль). Недалеко оттуда произошло решительное сражение при Гастингсе, в котором значительно более слабое английское войско потерпело поражение, а сам Гарольд был убит. После этого герцог Вильгельм завоевал всю Англию и провозгласил себя королем, под именем Вильгельма I, прозванного Завоевателем.
Это завоевание имело для Англии, а вместе с тем и для английских морских сил, тем большие последствия, что с ним было связано полное изменение государственного устройства Англии. Как и во всех покоренных норманнами странах, Вильгельм Завоеватель ввел в Англии феодальное или ленное устройство. Сакские дворяне и земледельцы владели своими землями на правах полной собственности и обрабатывали их при помощи батраков и крепостных; тут же вся земля сделалась собственностью короны, и король раздавал участки в лен (заимообразно) при условии, что получившие их королевские вассалы должны были нести военную или иную службу. Вильгельм был отчасти вынужден так поступить, так как его бароны оказывали ему помощь в походе на Англию только ради соответствующих выгод. Некоторые из этих баронов выставили по 30, 40 и до 60 кораблей с солдатами.
Так возникло английское владетельное дворянство, английские бароны, из которых часть до сих пор носит норманнские имена. Дворянство это богатое и близкое к королю, и пользовавшееся преимущественным правом на занятие государственных должностей, образовало особое привилегированное сословие, стоявшее между королем и народом и являлось крупной силой в общем строе государства. Это самое дворянство 15 июня 1215 года, после долгой войны, вынудило у Иоанна Безземельного «Великую Хартию Вольностей», послужившую впоследствии основанием для английской конституции, которой Англия, наряду с выгодами своего положения, обязана своим устойчивым и, в общем, здоровым развитием. Конечно, и в Англии дело не обошлось без злоупотреблений и крупных переворотов, но совместное участие всех сословий в создании законодательства оказалась вполне удовлетворительной. Весь период развития и наибольшего расцвета английского флота относится к тому времени, когда палата лордов занимала в управлении государством вполне равноправное место.
Впрочем, английский флот развивался далеко не с той правильностью, как английское государственное устройство; норманны хотя и были отважными мореплавателями, но, как уже было сказано, пускались в море исключительно ради разбоев или для завоевательных целей; торговлю они презирали, так как не понимали ее значения, и научились ценить ее только тогда, когда торговое судоходство постепенно выросло у них на глазах до громадных размеров.
Закладки
- » Мы уже видели, как французский флот рос благодаря заботам Ришелье; после…
- » Были получены известия, что Людовик XIV предполагал наступать на Португалию…
- » Хотя новое место имело перед прежним много преимуществ,…
- » Родосцы тем временем захватили несколько морских баз Филиппа…
- » Ореол морского могущества Испании был уничтожен победой над Армадой;…
- » Дания следила с тревогой за наступлением и развертыванием более сильного…
- » Для характеристики тогдашнего времени и ничтожного образовательного уровня…
- » Не подлежит сомнению, что Эренсверд сильно ослабил себя тем, что выделили…
- » Политическая обстановка в Северных Королевствах, в России,…
- » Все это оказалось возможным только благодаря морскому могуществу Англии, и…
- » Де Рюйтер еще раз доказал свои высокие нравственные качества, запретив убивать…
- » Ближайшими опорными пунктами неприятельских блокадопрорывателей…
- » В некоторых странах для охраны морской торговли было установлено обязательное…
- » Лек подошел к Порт-Магону 5 сентября и начал, в ожидании Стэнхоупа, подготовлять…
- » Вскоре после окончания прусско-датской войны 1848-51 года…
- » В предыдущих главах неоднократно упоминалось о возобновлении грандиозной…
- » Родосцы на удивление быстро восстановили свой флот, построив 20…