Содержание → Том I Часть вторая. Появление парусных военных флотов Глава II. Балтийское море и Ганзейский морской союз Начало Ганзейского союза → Часть 4
1) Восточная, Вендская область, к которой принадлежали Любек, Гамбург, Росток, Висмар и Померанские города – Штральзунд, Грейфсвальд, Анклям, Штетин, Кольберг и др.
2) Западный Фризско-Голландский район, в который входили Кёльн и Вестфальские города – Зест, Дортмунд, Гронинген и др.
3) И наконец, третий район, состоял из Висби и городов, лежавших в Прибалтийских провинциях, как например, Рига и др.
Любек с самого начала и до конца существования Ганзы был ее главным городом; это доказывается тем, что тамошний суд в 1349 г. был объявлен апелляционной инстанцией для всех городов, в том числе и для Новгорода.
Ганза была продуктом своего времени, при чем обстоятельства особенно благоприятно складывались для нее. Мы уже упоминали об искусстве и надежности германских купцов, и об их умении применяться к обстоятельствам – качества, которые и в настоящее время можно наблюдать во всех странах. В те времена качества эти были тем более ценны, что норманны, населявшие Англию и Францию, относились к торговле с презрением и не имели к ней никаких способностей; способностей этих не было и у обитателей нынешнего русского Прибалтийского края – поляков, лифляндцев и др. Торговля на Балтийском море, как и в настоящее время, была очень развита и была даже более обширна, чем в настоящее время; на всем побережье этого моря везде имелись ганзейские конторы. К этому надо добавить, что германские приморские города, и во главе их Любек, отлично понимали значение морского могущества и не боялись затрачивать средства на содержание боевых кораблей.
Относительно ганзейских кораблей известно очень мало; о военных «коггах» уже было упомянуто выше; это были самые крупные корабли на Балтийском море, водоизмещением до 800 тонн, длиной в 120, шириной в 30 и глубиной в 14 фут; на них было три мачты с реями и экипаж их состоял из 250 человек, из которых половина матросов; позднее на них ставилось по 15-20 пушек, из коих половина были 9-12 фунтовые орудия.
«Фреде-коггами» (Frede-koggen) назывались корабли, которые несли полицейскую службу вблизи берегов и гавани; на содержание их взималась определенная пошлина. Все купеческие суда были вооружены, но в позднейшие времена Ганза имела и специальные военные корабли. Приводим несколько цифр, относящихся, впрочем, к более позднему времени: шведский флагманский корабль, взятый в бою любекским флотом, имел 51, 2 метра длины и 13, 1 метров ширины, вооружение состояло из 67 пушек, не считая ручного оружия; любекский флагманский корабль имел по килю 37, 7 метра, при чем наибольшая длина его была 62 метра; на носу и на корме были высокие башни, всех орудий от 40 до 2, 5 фунтового калибра на нем было 75, экипаж включал 1075 человек.
Руководители Ганзы очень искусно использовали благоприятные обстоятельства, чтобы забрать в свои руки торговлю на Балтийском и Северном морях, сделать из нее свою монополию, устранив все другие народы, и таким образом получить возможность по собственному усмотрению устанавливать цены на товары; кроме того, они старались приобрести в государствах, где это представляло для них интерес, возможно большие привилегии, как, например, право свободно устраивать колонии и производить торговлю, освобождение от налогов на товары, от поземельных налогов, право приобретать дома и дворовые места, с представлением им экстерриториальности и собственной юрисдикции. Старания эти большей частью были успешны даже еще до основания союза. Осмотрительные, опытные и обладавшие не только торговыми, но и политическими талантами коммерческие руководители союза, превосходно умели пользоваться слабыми сторонами или затруднительным положением соседних государств; они не упускали при этом случая косвенно (путем поддержки врагов этого государства) или даже прямо (посредством каперства или открытой войны) ставить эти государства в затруднительное положение, с целью вынудить у них известные уступки. Значение и самое существование Ганзы основывалось на том, что она сделалась необходимой для окружающих государств, частью своим посредничеством в доставке нужных товаров, отдачей в наем судов, ссудами денег и т. п. , так что государства эти находили выгоды в своих сношениях с германскими приморскими городами, – частью же тем, что Ганза сделалась большой силой на море.
Условия тогдашнего времени были таковы, что когда дело шло о приобретении или сохранении каких-либо преимуществ, обе стороны действовали не особенно разборчиво; Ганза прибегала, прежде всего, к подаркам и подкупам, но нередко и прямо приступала к насилию, как на суше, так и на море, при чем делала это часто даже без объявления войны. Оправдывать насилие, часто сопряженное с жестокостью, конечно, нельзя, но тот, кто хочет добиться успеха, должен вести энергичную политику.
Закладки
- » Французы и баварцы соединились под начальством маршала…
- » Между тем голландцы оперировали в Балтийском море; впервые в последнем…
- » В то время как как Испания отозвала из Вест-Индии находившиеся…
- » Разорив и опустошив окрестности Акарнании, Архидам в конце…
- » Заметим, кстати, что английские парусные суда имели не более…
- » Все больше и больше становилось необходимым занять Готенбург;…
- » Плот, буксируемый пароходом, был подведен к борту, и огонь…
- » После первых сражений на границе положение Франции стало настолько тревожным,…
- » После этого сражения Дандас хотел форсировать вход в Севастопольскую…
- » Бежавший Ксеркс с остатками своей армии на 45 день после Саламинской битвы добрался…
- » Более чем за 400 лет до упомянутого выше морского похода, Карл Великий,…
- » Громадный флот должен был снабжаться из отечественных портов водой,…
- » Повторные неудачи во всех предприятиях и длительная бездеятельность…
- » Малоазийские греки получали продукты Азии частью морем от финикийцев, частью…
- » Лек подошел к Порт-Магону 5 сентября и начал, в ожидании Стэнхоупа, подготовлять…
- » Известие о постигшей Армаду катастрофе воодушевило и англичан, и протестантов…