Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава X. Войны России и Турции 1768-1792 гг. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. → Часть 2
В начале войны на Черном море развевался только турецкий флаг; турецкие суда облегчали сношения и снабжение своей армии. В России тотчас после начала войны была построена в Воронеже на Дону целая флотилия, и мало помалу, была сформирована морская сила в 60 судов, из коих 15 галер, 10 полугалер и 5 прамов. На флотилии этой было более 1000 пушек и экипаж в 12. 000 человек; действовать она должна была под командой адмирала Зиновьева. Суда эти были двинуты только после того, как русская армия заняла Крым; в первый раз они появились на Азовском море в июле 1771 года с целью запереть Керченский пролив; после падения Каффы вскоре капитулировали Керчь и Теникале, и путь в Черное море был для них открыт.
Между тем и на Дунае была создана боевая и транспортная флотилия, которая принесла большую пользу при атаке крепостей в устьях Дуная; не раз эта флотилия выступала против турок, у которых было 100 судов, в том числе 30 крупных. Вследствие соединенных усилий русских сухопутных и морских сил, турки понемногу потеряли большую часть своих судов. В июле у них было взято близ Тульчи 43 судна с 80 орудиями, 30 судов были ими самими сожжено, остальные успели спастись бегством; это был блестящий успех для русских.
Однако с 1771 года турки начали усиливать свой черноморский флот, с целью снова овладеть Крымом. В Константинополе было заложено много судов. В начале 1773 года эскадра, состоявшая из 4 линейных кораблей (50-60-пушечных), 10 больших и 40 меньших судов, двинулась к Очакову; другая большая эскадра вышла навстречу новому русскому черноморскому флоту. Однако турки понесли такие потери и аварии во время бури, что должны были отказаться от намерения перевезти в Крым. 30 000 войска, стоявшего наготове в Трапезунде.
На Дунае русская флотилия одержала также большие успехи и вынудила своих противников отступить вверх по течению; при осаде Силистрии, к востоку от Рущука, особенно отличились русские канонерские лодки. Но на водах Черного моря турецкий флот настолько превосходил русский, что не было даже возможности подать помощи с моря русским войскам, которые еще в 1769 году вторглись с Кавказа в Армению. Однако турецкая десантная дивизия, которой удалось благополучно добраться до Крыма, должна была вскоре опять убраться на суда.
Русский флот под командой адмирала Чичагова одержал и еще некоторые успехи; было взято несколько отдельных турецких судов, при чем особенно отличился капитан Кинсберген, голландец по происхождению. В начале июня адмирал вышел в крейсерство и 9 июня встретил неприятеля около пролива Йеникале (Керчь). У турок было 40 судов, в том числе 6 линейных кораблей и 9 фрегатов, у русских только 7 судов; русские, под непрерывным огнем наступавшего на них по ветру неприятеля, отступили и укрылись в пролив, где и были заблокированы до конца войны.
Таким образом русские речные флотилии показали себя в этой войне с самой лучшей стороны, между тем, как линейный флот по своей слабости не мог одержать почти ни одного успеха.
Совсем иначе обстояло дело в Средиземном море. Нужно поставить в особую заслугу императрице Екатерине II, что Россия в первый раз с успехом выступила в Средиземное море с значительным флотом. Говорят, что первая мысль об этом, которая, впрочем и раньше высказывалась русскими представителями на востоке, была подана графом Алексеем Орловым, одним из первых фаворитов императрицы; Екатерина горячо ухватилась за эту мысль и энергично принялась за ее выполнение, несмотря на то, что министры были против этого плана, в особенности вследствие значительных расходов, вызываемых его выполнением.
Дело прежде всего заключалось в том, чтобы высадить в Морее и в южной Далмации вспомогательный корпус и побудить греков отложиться от Турции. Вольтер также поощрял императрицу к этому грандиозному предприятию, и в конце 1769 года, перед тем как Нева стала, две эскадры, силой всего в 10 линейных кораблей и 12 фрегатов и транспортов тронулись в путь. Первый дивизион под командой контр-адмирала Спиридова вышел из Кронштадта летом, второй последовал за ним осенью под начальством контр-адмирала Эльфинстона, и наконец, третий выступил весной 1770 года. Многие офицеры были иностранцы, штурмана большей частью англичане, голландцы, датчане. В Зунде на борт было принято 800 датских матросов. В Думбере и в Портсмуте снаряжение было пополнено, а в декабре, после многих трудностей и аварий, эскадра пришла в Порт-Магон, где Алексей Орлов вступил в командование эскадрой и снова привел в исправность ее порядочно запущенное снаряжение.
Закладки
- » Приблизительно около этого времени произошел, конечно,…
- » Если бы де ла Черда последовал примеру де Рюйтера и также…
- » Французы и баварцы соединились под начальством маршала Виллара (Villars) на…
- » 19 июня, дойдя до Корунны на севере Испании, Армада остановилась,…
- » Все это оказалось возможным только благодаря морскому могуществу Англии,…
- » В 1788 году галерный и армейский флот были снова соединены…
- » Для характеристики тогдашнего времени и ничтожного образовательного…
- » 28 мая Сэмпсон получил, наконец, приказание перейти со своей позиции,…
- » Победа, одержанная дон-Хуаном Австрийским 7 октября 1571 года, была…
- » В 1143 г. Венеция приобрела владения на итальянском побережье, вследствие…
- » Плот, буксируемый пароходом, был подведен к борту, и огонь сразу охватил…
- » Следуя мудрому совету Артемизии, Ксеркс двинул все свои сухопутные…
- » Парагвайцы неоднократно брали на абордаж неприятельские суда, но тогда…
- » Все больше и больше становилось необходимым занять Готенбург; Торденскельду…
- » 8 сентября англичане догнали французов и турок у Змеиного…
- » К высадке у Вейхавэя предназначалась III армия и одна из бригад II…
- » Дипломатическое искусство Герца спасло Швецию. Намерения Петра по-видимому…
- » Сражение у Акциума с его долголетней подготовкой и окончательным…
- » Если говорить об успехе этого дня, то его надо несомненно…
- » В предыдущей главе упоминалось, что война между Голландией…