Содержание → Том I Часть первая. Период господства гребных флотов Глава VI. Средиземное море. Соперничество гребных флотов Поздняя Римская империя и Византия → Часть 1
Сражением при Акциуме заканчивается история римских морских войн, имеющих более или менее серьезное значение; времена римских императоров не представляют в этом отношении почти никакого интереса; большие флоты, которые содержал Август, пришли в упадок за неимением достойного противника. Нравственная порча повела к полному внутреннему разложению империи, так что императорская власть сделалась игрушкой в руках преторианцев.
Нравственное влияние германцев, служивших в римских войсках, было еще ничтожно вследствие их малочисленности, и только позднее, при Юлиане (в 193 г. ), половина всех высших офицерских должностей была занята германцами.
Во флоте, если не считать германского флота (classis germanica ), много германцев было в эскадрах Мизенума и Равенны, при чем из германцев состояла и значительная часть младших офицеров.
Когда скопища варваров, пришедших из северной Европы, одно за другим, подобно гигантским волнам затопили империю, давно прогнившее и еле державшееся государство легко стало их добычей. Переселение народов, хотя и влило свежую кровь в жилы выродившегося народа, но последствия этого обновления не могли обнаружиться в ближайшее время. Первобытные варвары опрокинули на своем пути не только династии, но уничтожили и целые государства с их учреждениями, разрушили города, в особенности столицы, и истребили почти все плоды человеческого гения, с трудом накопленные в течение многих столетий. Только немногие остатки памятников литературы были спасены в укромных уголках, преимущественно в греческих монастырях, где они заботливо сохранялись, между тем, как все остальное, неизмеримо более ценное – погибло; часть этих сокровищ в течение многих столетий оставалась погребенной под развалинами и лишь впоследствии была вновь найдена, как например, Геркуланум и Помпеи или морская победная колонна Дуилия.
Вместе с гибелью старой культуры исчезли и флоты, которые снова возвратились к младенческим временам мореплавания, так как варвары, наводнившие Италию, не принадлежали к числу мореходных народностей севера; морское дело может вообще процветать только в крепко организованном государстве и при постоянной правильной заботе о нем; оно требует высоко развитой техники и значительных расходов, и является последним и высшим созданием культурного государства. Всякое потрясение государственного механизма вредно отражается на морском деле, а сильное потрясение может окончательно его погубить. Когда орды варваров, которым морское дело было совершенно чуждо, наводнили Западную Римскую империю, наступила и окончательная гибель флотов.
Восточная Римская империя держалась гораздо дольше, более чем на целых тысячу лет, и пала с взятием турками Константинополя в 1453 году, хотя уже за несколько сот лет до этого она совершенно пришла в упадок. Империя эта тоже содержала флот, но о нем до нас дошло очень мало сведений; не представляют большого интереса для нас и операции византийцев на море, а потому мы не будем о них распространяться. Однако море по-прежнему сохраняет свое значение, а морская торговля и морское могущество являются факторами, влияние которых остается неизменным.
Однако от времени до времени для отдельных частей римского флота находилось дело; в следующих главах мы опишем события в Британии и Германии.
В царствование Траяна, в 115 году, впервые появились в Персидском заливе и в Индийском океане римские корабли, которые опустошили тамошнее побережье.
В правление Септимия Севера Византий в течение трех лет, держался против осады римлян (195 г. ), пока последним, наконец, не удалось настолько тесно обложить город и с моря, что всякая доставка провианта была отрезана; у византийцев имелось наготове до 500 военных судов, из которых большая часть была снабжена двумя рулями.
Вскоре после того, как Константин сделался самодержцем и перенес свою резиденцию в Византий, в 323 г. произошло значительное сражение в Геллеспонте; флот Константина, под командой Криспа должен был очистить вход в Геллеспонт, запертый флотом Лициния под командой Абанта, состоявшем из 300 кораблей. Флот Криспа был разделен на два отряда и атаковал несколькими линиями стоявший при входе, в тесно сомкнутом строю, флот противника.
Закладки
- » Дарий не был намерен ограничиться покорением ионийских греков и,…
- » В 1788 году галерный и армейский флот были снова соединены…
- » Во время этих побочных операций в Северном море шведский…
- » Ганнибал в Карфагене спас свою жизнь при помощи хитрости. «Должен ли я…
- » После первых сражений на границе положение Франции стало настолько…
- » Причины, по которым союзники решили принять бой на якоре, изложены…
- » Эта морская экспедиция, снаряженная царицей Хатшепсут, является…
- » Дарий разделил свое царство на 20 областей (сатрапий), по народностям, предоставив…
- » После битвы при Саламине Деметрий успел построить еще несколько гигантских…
- » Как только стало известно местопребывание Серверы, немедленно…
- » Великая Северная война является поучительным примером того,…
- » Из описания этой войны явствует, что в ходе ее влияние морской…
- » Главнейший вывод из этой войны заключается в том, что военный флот без энергичной…
- » Все еще торговая война шла рука об руку с чисто морской войной. Захват каперами…
- » Неудобный для высадки берег, недостатки диспозиции и недисциплинированное…
- » Бежавший Ксеркс с остатками своей армии на 45 день после Саламинской битвы…
- » В 2 часа ночи 9-го числа «Монитор» получил приказание приблизиться…
- » Во второй части уже вкратце рассказано, как Венеция, в долгих войнах…
- » Наиболее рискованным было решение, принятое Юэлем у Кальгрунда; прорыв окончательно…
- » Тяжкие поражения, понесенные Францией в войне 1870 года,…