Содержание → Том I Часть вторая. Появление парусных военных флотов Глава II. Балтийское море и Ганзейский морской союз Последние дни Ганзы → Часть 5
Первые действительно хорошие карты (датские) Балтийского моря были впервые изданы в последнем десятилетии XVII века; они были несравненно лучше, чем употреблявшиеся до тех пор голландские и французские карты. Немецкие морские карты появились значительно позже.
Удовлетворительные карты Бельтов появились только 100 или 200 лет спустя, так как общепринятый путь в Балтийское море шел через Зунд, у берегов Дании.
Союз немецких городов, составлявший Ганзу, распался после 270 лет блестящего существования, во время которых он возводил королей на троны и свергал их, и играл руководящую роль на всем севере Европы. Распался он, как уже было сказано, потому, что за этот долгий срок коренным образом изменились те условия государственной жизни, на которых основывался этот союз: если мы оглянемся назад, то увидим, что за 290 лет до наших дней началась Тридцатилетняя война – этого одного достаточно, чтобы уяснить себе разницу тогдашнего и нынешнего времени. Предметом всегдашних домогательств Ганзы и основой ее процветания были торговые монополии, беспошлинная торговля и другие привилегии; все это сводилось к собственным материальным выгодам и к эксплуатации других, и не могло продолжаться при правильном государственном устройстве. Ганза с самых первых шагов своих действовала угнетающе, если не на правительства тех государств, в которых она действовала, то на их купечество, арматоров и мореходов. Она могла удерживать свою позицию только силой и именно морской силой.
Руководители Ганзы с большим искусством пользовались, как ее морской силой, так и другими имевшимися в ее распоряжении средствами, в том числе и деньгами, и умели извлекать пользу из приобретаемых при посредстве своих агентов сведений об иностранных государствах и о людях, которые в них имели влияние. Они ловко пользовались постоянными спорами из-за престолонаследия и другими внутренними несогласиями, а также многочисленными войнами между отдельными государствами, и даже сами старались возбуждать и поощрять такие случаи. В общем все сводилось к коммерческому расчету, при чем большой разборчивости в средствах они не проявляли и никаких более возвышенных государственных задач не преследовали. Поэтому весь союз, кроме общего национального чувства, держался только сознанием общих выгод, и пока выгоды эти были действительно общими, союз представлял крупную силу. С переменой же условий, по мере того, как морская торговля разрасталась, а государства, как собственное, так и иностранные, стали крепнуть – интересы отдельных членов союза стали расходиться, при чем преобладающее значение получили частные интересы; наиболее удаленные от центра участники союза отпали сами или были из него исключены, единодушие в союзе нарушилось, а члены, оставшиеся ему верными, уже не имели достаточных сил, чтобы бороться с окрепшими иностранными государствами.
Для того, чтобы продлить свое существование новому, более малочисленному союзу следовало положить в основание своей деятельности свободную торговлю и мореплавание, но для этого приморским городам необходимы были свободные сообщения с внутренней страной и сильная охрана. К этому убеждению впервые пришел Валленштейн, но слишком поздно.
Не следует, однако забывать, что северные и южные германские городские союзы и в особенности ганзейский союз в течение долгого времени одни поддерживали германское влияние, которое именно в нем нашло в средние века свою лучшую защиту и свой главный центр.
Германские города, в то числе и те, которые входили в состав ганзейского союза, были единственными представителями идеи дальнейшего национального развития немецкого народа, и частью осуществляли эту идею. Города эти почти одни олицетворяли в глазах иностранцев германскую силу и влияние, так что история городских союзов является, вообще говоря, светлой страницей в германской истории.
Общий недостаток присущий всем немцам – постоянные ссоры и дрязги по всякому поводу, проявился и в союзах городов: им не хватало той сильной руки, которая крепко и прочно связала бы их между собой и придала бы их союзу надлежащую устойчивость.
Закладки
- » Основные правила тактики парусных судов установились еще в древние…
- » Испания никогда не признавала независимости Перу и когда в 1864…
- » В августе холера сильно свирепствовала на судах союзников, особенно…
- » Развитее судостроения отразилось и в другой области,…
- » Хождение под парусами в зимнее время было настолько трудно, отнимало…
- » Три легиона, высадившиеся у Тавромениума под командой…
- » Были получены известия, что Людовик XIV предполагал наступать на Португалию…
- » В 513 г. до н. э. Дарий предпринял поход против скифов, во время…
- » Все это оказалось возможным только благодаря морскому могуществу Англии,…
- » Личный состав голландцев не оставлял желать лучшего; школа де Рюйтера еще…
- » Судам приходилось выбирать канаты, метр за метром, чтобы изменять свое…
- » Дарий разделил свое царство на 20 областей (сатрапий), по…
- » Известие о постигшей Армаду катастрофе воодушевило и англичан,…
- » В конце октября русский флот вследствие ранней зимы возвратился…
- » Малоазийские греки получали продукты Азии частью морем…
- » Тромп владел со своим победоносным флотом и Гоовдами, и Каналом: путь голландской…