Содержание → Том I Часть первая. Период господства гребных флотов Глава II. Морское могущество Афин Возникновение и усиление афинской морской державы → Часть 2
Достоверно известно, что триремы были судами легкой постройки, с острым, крепким носом, плоскодонными, без ахтерштевня и киля, или с небольшим килем, годными для вытаскивания на берег, с небольшой осадкой и с низкими бортами для того, чтобы тяжеловооруженные воины могли легко влезать на триремы, вытащенные на берег. Относительно же расположения гребцов выяснено только, что они сидели один над другим не в вертикальном направлении, а наискось, на небольшой высоте один от другого. Каждый гребец имел по одному веслу. Самая же «загадка трирем», то есть вопрос о расположении и работе гребцов, до сих дискусионен, несмотря на опыты по реконструкции триремы и проведенные испытания ее модели.
Попытка ее разгадать здесь завела бы нас слишком далеко. Можно только признать наиболее правдоподобным изображение трирем, воспроизведенное Р. Хааком (Haak, R. «Ueber attische Trieren»), опытным кораблестроителем, специально занимавшимся этим вопросом. Интересующимся этим вопросом подробнее можно порекомендовать указанный труд, здесь же ограничимся следующим описанием.
Триремы строились из дерева с обшивкою вгладь, без шпангоутов, а лишь со связями из гнутых брусьев гибкой породы дерева. Днище делалось из дубовых досок 8-10 см толщины, скрепленных друг с другом деревянными гвоздями, и часто не имело киля для того, чтобы судно легче можно было вытаскивать на берег и перетаскивать по земле. Точно таким же образом, при помощи малок – шпангоутов для образования формы корпуса, строились у нас вплоть до середины XIX столетия суда всех величин. Шлюпки строятся так и сейчас.
Вытаскивание судов на берег практиковалось очень часто, а в опасное время ежедневно на ночь. Это вызывалось малой мореходностью судов, также желанием дать возможность людям поспать, приготовить еду и поесть на суше. Перетаскивание трирем практиковалось в древности в некоторых местностях, например, через перешеек в 0, 5 км шириной (Фукидид, III, 81 и IV, 8), соединявший остров Левкаду с материком (Акарнанией), через перешеек (Страбон, VI, 1) в тарентской гавани и особенно часто, через Коринфский перешеек, имевший в самом узком месте 5 км; там имелась для этой цели специальная деревянная дорога (Фукидид, III, 15 и VIII, 8; Страбон, VIII, 1, 4 и 22).
Трирема была длиной до 45 м, шириной 5, 5 м (соотношение 1:8, 1), а высота надводного борта – до 3, 3 м. Водоизмещение ее было около 60 тонн, на ней было 174 гребца, а всего около 225 человек экипажа. Средняя скорость на веслах достигала 5-6 узлов. Подсчеты, сделанные в конце XX в. и эксперименты с построенной в 1987 г. триремой «Олимпия» (длина – 36, 8 м ширина – 5, 4 м, высота от киля до тентовой палубы – 3, 6 м. Полное водоизмещение – 45 т. ) показали, что греческая трирема в боевых условиях могла двигаться со скоростью около 10 узлов (18 км/час), причем набирала эту скорость в течение 30 секунд.
Изогнутый, но, в общем, почти вертикальный форштевень, очень прочной постройки, переходил недалеко от ватерлинии в острый, с тремя чаще всего остриями, таран, сделанный из бронзы, или, по крайней мере, окованный железом. Выше тарана с каждого борта имелось по упорной балке, выдававшейся несколько меньше бивня. Концы этих балок украшались медными головами животных в виде гербов государств. Назначение этих балок было повреждение весел вражеского корабля и его надводного борта при таранном ударе. По другим предположениям эти балки, называвшиеся эпотидами, предназначались для того, чтобы предохранить корпус своего корабля при таранении противника. Для этого они и выступали вперед немного меньше, чем таран, давая ему возможность углубиться достаточно в корпус неприятельского корабля, чтобы его потопить, но не допуская удара всем штевнем, что при слабости тогдашней постройки легко могло привести к гибели своего собственного корабля. Высокий форштевень в верхней части кончался украшением.
Кормовая часть от днища до ватервейса имела ложкообразную форму. Над кормой возвышался фальшборт, широкий снизу и суживающийся спереди, переходивший сверху в украшение, подобно тому, как это было и на египетских судах, где встречались украшения в виде цветка лотоса. Кормовое украшение, выгнутое вперед, образовывало маленький навес, род рубки, служившей для прикрытия командира – триерарха.
Закладки
- » Наиболее рискованным было решение, принятое Юэлем у Кальгрунда;…
- » Родосцы встретили Ганнибала у мыса Сиде. Несмотря на…
- » На ход настоящей войны морская сила не имела никакого влияния,…
- » Когда известие об этом походе дошло до Константинополя, никто не хотел ему…
- » Ганнибал в Карфагене спас свою жизнь при помощи хитрости. «Должен ли я бы атаковать?…
- » На кораблях пушки вошли во всеобщее употребление только в конце XIV в. ,…
- » По правому берегу стояло сперва 5 крупных орудий, затем следовал…
- » Как греческий, так и персидский флоты подразделялись…
- » В Японии разразилась целая буря негодования, но правительство сочло все-таки…
- » В этих словах, конечно, есть доля истины, ведь большая часть неудач, постигших…
- » Сражение у Акциума с его долголетней подготовкой и окончательным…
- » В начале войны датский флот служил для перевозки войск и находился…
- » 4) наконец, множество легких судов, в том числе 27, водоизмещением…
- » В августе холера сильно свирепствовала на судах союзников,…
- » Дарий разделил свое царство на 20 областей (сатрапий), по народностям,…
- » Все больше и больше становилось необходимым занять Готенбург;…
- » Родосцы на удивление быстро восстановили свой флот, построив 20 новых…