www.valentin-bokalov.narod.ru
Альфред Штенцель История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Изографус, ЭКСМО-Пресс 2002 5-94661-036-8, 5-94661-037-6

История войн на море с древнейших времен до конца XIX века Альфред Штенцель

ISBN: 5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Жанр книги: История

СодержаниеТом II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава V. Орлеанская война 1688-1697 гг.   Флоты основных держав до конца войны, 1693-1697 гг. → Часть 2

Между тем Турвиль соединился с Тулонской эскадрой в виду Малаги; он пошел в Тулон и вошел там в порт с 190 кораблями (в числе их 94 линейных). Лишь в середине сентября он беспрепятственно вернулся в Брест, вместе со всеми судами, входившими в состав северной эскадры.

Следует упомянуть еще об одном предприятии. В Англии соорудили особый вид брандера, так называемую «адскую машину». Состоявшая из небольших линейных кораблей и многочисленных малых судов, эскадра отправилась в Сен-Мало. Мортирные суда начали операцию, открыв огонь по городу; через 4 дня, 30 ноября, эскадра подошла весьма близко к Сен-Мало. В следующую ночь предполагалось использовать вновь сооруженный брандер, но в 40 метрах от городской стены он сел на риф. Тем не менее, сила взрыва была так велика, что ею было разрушено до 300 домов. Предприятие это не имело особой цели и никоим образом не повлияло на ведение войны; в Англии оно вызвало справедливые осуждения, как бесцельный и варварский поступок.

Среди предпринятых союзниками в следующем году операций встречается много интересного. Прежде всего, средиземноморская эскадра с левантийским конвоем вышла в море еще в начале января. Однако, потеряв близ Гибралтара в последний день февраля четыре линейных корабля вместе с адмиралом во время жестокого шторма и считая себя слишком слабой по сравнению с французами, эта эскадра осталась в Кадисе в полном бездействии.

Сосредоточившись вновь около Уайта под начальством Русселя, главные морские силы Англии вышли в море слишком поздно, чтобы предупредить выход Брестского флота. В июне было отправлено в Средиземное море 44 линейных корабля из числа 80 под командой Русселя; эти суда, соединившись у Кадиса с отбывшими еще ранее, а также с 10 испанскими линейными кораблями, образовали внушительный флот, насчитывавший 75 линейных кораблей и 15 брандеров. Русселю удалось отогнать Турвиля от Барселоны и освободить этот город. Турвиль был заблокирован в Тулоне, чем в значительной степени была обеспечена защита торговли. Союзный флот зимовал в Кадисе. Этот момент следует признать особенно важным в истории развития английского морского могущества: с того времени английский флот основательно укрепился в Средиземном море.

Руссель вначале был против этого плана; однако, в Англии в то время уже ясно сознавалась настоятельная необходимость создать устойчивое положение в Средиземном море путем содержания там сильного военного флота. Танжер, доставшийся Карлу II от супруги, португальской принцессы, служил с 1662 по 1684 г. базой для флота; в 1684 г. укрепления этого города были разрушены арабами, но вскоре снова восстановлены ими же. Тяжесть этой ошибки – отдачи столь важного в стратегическом отношении пункта – ясно сознавалась в Англии и вызывала серьезное огорчение. В связи со всем этим возникла мысль об оккупации одного из Балеарских островов, Минорки, чрезвычайно удобного благодаря своей отличной гавани Порт-Магон. Но это предприятие осуществилось значительно позднее, в 1708 г.

Меньшая часть главных сил союзников в составе 36 линейных кораблей (в том числе 16 голландских) под флагом адмирала лорда Беркли в 1694 г. оперировала против французского побережья; 18 июня внешние форты Бреста подверглись нападению со стороны флота и сильного десантного отряда, которое было отбито с большими потерями, благодаря заранее организованной защите. Через месяц бомбардировкой был разрушен Дьепп, а еще неделей позже подвергся обстрелу Гавр. В сентябре адмирал Шовель с 18 линейными кораблями и таким же числом плавучих «адских машин» напал на Дюнкерк; но и здесь своевременно были приняты меры, в виду чего это нападение, равно как и последовавшая через неделю операция против Кале, окончилась неудачей. Во всех этих операциях принимали участие мортирные суда.

Подобным же образом развертывались операции на обоих театрах войны и в следующем году, но с еще меньшим напряжением и столь же незначительными успехами. Как и раньше в южной части Средиземного моря постоянно оставалась эскадра под командой Рука. На севере особенной ожесточенностью отличались атаки Дюнкерка; строитель «адских машин», Меестерс, соорудил особого типа суда, долженствовавшие при помощи дымовых завес скрывать следовавшие за ними брандеры. Однако существенных результатов они не дали ввиду неумелого пользования ими, а также поставленных против них заграждений и заблаговременно подготовленной защиты. Во всех указанных операциях мортирные суда и брандеры играли главенствующую роль, не достигая, впрочем, каких-либо успехов.

Закладки

Hosted by uCoz