Содержание → Том II Часть третья. Эпоха линейной тактики парусного флота Глава I. Вторая англо-голландская война 1665-1667 гг. Состояние флотов Англии и Голландии накануне войны → Часть 1
Второй том книги «История войн на море» охватывает период с 1660 до 1900 гг.
Здесь Вы найдете описание войн за морскую гегемонию, которую вели самые могущественные европейские морские державы ХVII-ХVIII вв.
Подробно разобраны перипетии англо-голландских и франко-голландских войн второй половины XVII в. и войны за Испанское наследство 1701—1714 гг.
Большой интерес вызывает описание боевых действий на море во время Северной войны.
Находит свое отражение период становления России как военно-морской державы и войны России со Швецией и Турцией во второй половине XVIII в.
Альфред Штенцель сознательно опустил в своем труде период морских войн в эпоху Французской революции и Империи (1792—1815 гг. ), а также англо-американской войны 1812—1814 гг.
Автор заметил лишь, что этот период подробно отражен в ряде знаменитых трудов, и он не хочет повторяться.
Мы намерены в ближайшем будущем заполнить этот «пробел» А. Штенцеля и наметили к изданию ряд хрестоматийных для любого историка морских баталий изданий.
Готовится к печати классический труд французского адмирала, участника наполеоновских войн и командующего французским флотом во время Крымской войны, Жюрьена де ла Гравьера «Морские войны времен Французской республики и Империи», а также многотомная история Уильяма Джеймса «История Великобританского флота от времен Французской революции по Наваринское сражение».
Однако, эпоха постепенного перехода от величественных парусных кораблей к закованным в железную броню монстрам отражен в книге А. Штенцеля достаточно подробно Здесь и описание Крымской войны, и бой первых броненосцев на Патомаке в начале Гражданской войны в США, подробнейшее описание битвы при Лиссе в 1866 г. , и многое другое.
Вторая половина XIX в. в военно-морской истории характеризуется тем, что наглядно демонстрирует, как научно-техническая мысль влияет на историю. Борьба рутины и привычных догм с неумолимым наступлением прогресса является основным содержанием данной эпохи.
Прочитав этот том, Вы, надеемся, найдете для себя ответы на многие вопросы военно-морской истории.
В первую англо-голландскую войну произошло семь сражений (считая Ливорнское) за 12 месяцев. И после нее флоты не имели отдыха: как англичане, под предводительством Блейка, Пенна и других, так и голландцы, под начальством де Рюйтера и других адмиралов, совершали постоянные походы в различные моря. Все это должно было повысить военно-морскую подготовку обоих противников. Дальновидные люди, как Йохан де-Витт, к тому же не могли не сознавать, что поединок между обеими соперничавшими государствами еще далеко не закончен. Это заставляло адмиралов и государственных людей относиться особенно внимательно к недостаткам флота, выяснившимся благодаря богатому боевому опыту.
Голландцы улучшили организацию флота, установили строгие наказания за военные проступки и т. п. Они начали строить корабли большого водоизмещения и вооружали их более тяжелой артиллерией. Однако создать однообразный флот, объединить управление, им не удалось из-за политической независимости отдельных провинций и их олигархическому правлению.
Как уже было сказано, материальная часть сильно улучшилась. Заложенные в начале первой зимы 30 судов были тем временем готовы; 10 лет спустя, т. е. за год до начала второй войны, голландцы заложили еще 24 корабля, из них несколько больших, имевших по 60-80 орудий, тогда как прежние, старые суда, редко имели более 50 орудий. Все большие голландские суда, имевшие свыше 40 орудий, были двухдечными; трехдечные корабли появились позже. В Голландии все еще предпочитали более широкие, неуклюжие обводы судов, обводам типа фрегата, на которые Англия перешла уже давно. Думали этим добиться более устойчивой платформы для стрельбы и меньшей осадки. Кроме того, голландцы считали, что для их маленьких гаваней более короткие суда пригоднее. Правда, свои малые суда, следовавшие за линейными кораблями (25-36 пушечные корабли), они строили с обводами фрегатов. Большинство этих быстроходных судов имело лишь одну батарею.
Для разведок и т. п. строили так называемые «авизо », суда типа быстроходных яхт. Появились особые транспорты для доставки боевого снаряжения, воды и провианта, чтобы сделать крейсирующий в море флот менее зависимым от своих баз. Кроме того, было построено некоторое количество мелких судов для различных второстепенных надобностей.
Закладки
- » 20 числа русские отдали якорь в двух морских милях от шведского флота, левый…
- » Лицо, которому предполагалось дать такие полномочия, названо…
- » В 1705 г. , огласно планам союзников Мальборо должен был вытеснить…
- » Само собой разумеется, что еще хуже приходилось полевой армии, особенно благодаря…
- » Как только стало известно местопребывание Серверы, немедленно решили…
- » В 1759 году скончался король Фердинанд VI испанский; ему…
- » По правому берегу стояло сперва 5 крупных орудий, затем…
- » Главнокомандующий союзными флотами, герцог Йоркский, сначала задержавшийся…
- » Дон-Хуан Австрийский с испанской эскадрой прибыл, наконец, 24 августа…
- » Влияние победы де Рюйтера на исход войны было громадно;…
- » К высадке у Вейхавэя предназначалась III армия и одна из…
- » Во Франции осенью 1709 г. Мальборо и принц Евгений одержали победу…
- » Передние английские корабли, догнав противника, сделали…
- » К этим войнам имеет некоторое отношение Поликрат, самосский…
- » Военные флоты не раз решали судьбу народов и тем самым…
- » «Кристобаль Колон» находился некоторое время вне дальности артиллерийского…
- » При большом протяжении китайского побережья, нечего было и думать о полной…
- » В Северной Америке, вскоре после заключения мира, снова начались тревоги;…
- » Нидерландское правительство охотно согласилось на предложение Христиана…
- » Ореол морского могущества Испании был уничтожен победой над…